Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Татьяна Лохтина
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2,3 до 3 лет. Этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире

. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

С первых дней жизни ребенок учится новому. В его мозге формируются представления о том, что такое форма, размер, запах, цвет, вкус, положение предмета в пространстве. Различия между этими понятиями и являются сутью сенсорного развития ребенка.

Человек познает окружающий мир благодаря пяти сенсорным системам. Это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Суть развития и воспитания сенсорной культуры ребенка и состоит в том, чтобы воздействовать на эти системы. Для этого существуют сенсорные эталоны, соответствующие свойствам всех предметов: цвета радуги, оттенки, система мер, геометрические фигуры и так далее. Сенсорное развитие вашего ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики. С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают.

Задачи сенсомоторного развития :

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие координации движения кистей рук;

• Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

• Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Развивающие детские игрушки играют большую роль в развитии сенсорных способностей ребёнка. В течение первого года жизни такие игрушки знакомят малыша с окружающим миром, учат распознавать геометрические фигуры и цвета.

Большую роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, горошинки, бусины разных форм и размеров, монетки, вата, ткани разной фактуры и оттенка.

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами. При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.

В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Например мы:

складываем картинку из геометрических фигур так, как показано на рисунке;

находим предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п. ;

украшаем листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.

играем в лото на закрепление цвета, ребенку даю карточку куда он должен собирать все вещи и предметы одного цвета.

используем игры с застежками, различными шнуровками и сюжетами: «Дорожка для мышки», где ребята должны засунуть в отверстие веревочки, шнурки.

знакомим детей с животными и птицами через слуховое восприятие, включаем магнитофон со звуками, и дети отгадывают чей голос.

используем пальчиковые игры, которые способствуют общению и речевой активности. Например:

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик мама

Этот пальчик папа

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья.

На каждый пальчик у нас сшита куколку. При первом показе этих пальчиковых игрушек на занятие, реакция детей была неожиданная, произошел взрыв эмоций, всем сразу захотелось тоже попробовать.

разбираем и собираем матрешку, учимся устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки. Читаю детям загадку:»Разноцветные подружки., Перепрятались друг в дружке, Мал, мала, меньше». Ребята, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно. Матрешки. Сейчас мы с ним поиграем. Я раскрываю одну матрешку и нахожу в ней еще одну. «Посмотрите ребята, еще одна матрешка, дальше посмотрим, что там». Открываю вторую матрешку и нахожу в ней третью – самую маленькую. «Оказывается здесь целых три матрешки, а можно сделать опять одну. Обращаю внимание ребят на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целая вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается. Детки выполняют указанные мной действия, разбирают и собирают матрешку по очереди. В закреплении такой игры, мы как матрешки выстраиваемся по росту и идем на прогулку.

На прогулке обращаю внимание ребенка на цвета, которые его окружают, и называю их вместе с ними.»Красный цветок, зеленый листик, голубое небо и т. д.».

Во время наведения порядка в группе, я прошу детей отобрать круглые и квадратные игрушки, и разложить их в разные корзины, так мы учимся различать формы предметов. При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.

Показываю детям геометрические фигуры, и говорю как они называются по другому: шарик, кубик, кирпичик.

Показываем «большой» и «маленький», объясняем ему, какой предмет имеет «средний» размер.

Обращаем внимание ребенка на различие количества групп предметов. Показываем, где одна игрушка, где их много, а где мало.

Очень помогает развить сенсорику ребенка лепка из пластилина. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек пластилина, он может ощутить его вес, его тяжесть и вязкость.

Развивающие коврики. Ребенок может часами заниматься с ними. И, что самое интересное, они надолго приковывают его внимание. Они дают ребенку знания о целостной картине, которую он сам складывает по кусочкам. Развивается усидчивость, внимательность, воображение, умение доводить начатое до конца. Забавные изображения, которые он сделал, обязательно понравятся ребенку, и он станет складывать такие мозаики неоднократно.

Во время игр с пирамидкой мы обращаем внимание на правильное собирание колец на стержень, показываем ребенку какой ровный край получается при этом. Обращаем его внимание на неровную поверхность пирамидки при беспорядочном нанизывании колец.

Эти игры обучают детей форме, поверхности предмета, дают понятие различного диаметра колечек, соответствия отверстия и стержня пирамидки.

Такие игры по сенсорному развитию развивают наблюдательность, глазомер детей, внимательность и тактильное восприятие.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия, поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания. Существует несколько разновидностей сенсорного восприятия, каждая из которых осваивается ребёнком последовательно, с опорой на полученный ранее опыт.

Дети, обладающие сенсорной культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи. Особую роль в играх по развитию сенсорики ребенка должны так же принимать участие и родители. Они должны рассказывать ребенку о форме того или иного предмета, его цвете, чтобы у малыша формировались определенные знания, которые мы даем ему в детском саду. На прогулку можно брать с собой мячики различных цветов. Бросив ребенку мячик, мама может задать вопрос, какого он цвета. Также, гуляя по улице, можно поинтересоваться у ребенка, какого цвета машина проезжает по дороге, или каким цветом светит светофор. Можно рассматривать с ребенком фрукты, раскладывая их на столе и называя цвета каждого, чтобы малыш запоминал. Например: банан – желтый, мандарин – оранжевый, огурец – зеленый, помидор – красный.

Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2001. С- 123.

Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. ; / Под ред. Г. М. Ляминой. - М. : Просвещение, 2000. – 224 с.

Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002 №4. с 2-6.

Рожков, О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни [ТЕКСТ] : Методические рекомендации. / О. П. Рожков, И. В. Дворова. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2004. – С. 127 – 190.

Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [ТЕКСТ] : пособие для воспитателя детского сада. / Л. А Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева, Т. Г. Васильева; под ред. Л. А Венгер. – М. : Просвещение, 1973. – С. 3– 15; 28 – 54

Публикации по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста». Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания-запоминание, мышление, воображение-строятся.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 1) Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Вид проекта: психолого.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 2) Часть 1 Январь Познание Дидактическая игра «Подбери перышко». Учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, повторять фразы.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 3)Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 3) Часть 1 Часть 2 Март «Угадай-ка». Знакомство со свойствами предметов. «Если покатить кубик и шарик, что покатится? Почему шарик покатился,.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 4)Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 4) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Продолжение «Подбери рукавицу» Задачи: Учить детей воспринимать геометрические фигуры, закреплять их названия,.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 5)Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 5) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Продолжение «Построй ворота» Задачи. Обратить внимание на высоту и ширину предметов, учить соотносить.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 6)Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 6) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 6 Продолжение «Найди цветок для бабочки» Задачи. Знакомить с названиями основных цветов. Учить детей.

Сенсорное развитие детей раннего возрастаСенсорное развитие детей раннего возраста Всем, кто работает в яслях давно известно, что сенсорное развитие играет большую роль в развитии детей раннего возраста. В своей работе.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях Дома ребенка Сенсорное воспитание детей в условиях Дома ребенка. В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется.

Сенсорное развитие детей раннего возрастаСенсорное развитие детей раннего возраста Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 2 октября 2015 в 18:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лохтина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД