Tatiana
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Актуальность
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра. Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. В., Менджерицкая, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокинаидр. Л. А. Венгером была разработана система дидактических игр по ознакомлению дошкольников с внешними свойствами предметов.
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Мы, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добивались, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Поэтому целью своей работы я поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением. Дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сапоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, содержательной, интересной для них деятельности, вот отличительные особенности дидактической игры.
Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей, способствование успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию детей раннего возраста.
Я считаю, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;
раннее начало обучения дошкольников;
включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Работу с детьми строила на основе принципов:
1. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитательно – образовательного процесса;
2. Принцип развивающей, стимулирующей, познавательной деятельностной направленности занятий;
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей раннего дошкольного возраста
В своей работе использовала различные методы и приемы:
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий).
Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему.
Практический или игровой метод. Дети осуществляют практические действия с предметами. Начиная с двух лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Здесь я использовала прием соотнесения по величине (наложение и приложение).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами применяли прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.
Формы работы:
Непосредственно-образовательная деятельность в раннем дошкольном возрасте проводятся в виде игры. На каждое занятие были продуманы мотивация, что позволяло заинтересовать всех детей, воспитывать желание заниматься, помочь другим.
Следующая форма – совместная деятельность. Дети с удовольствием играли в предложенные мной игры.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная) : Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия детей, общность интересов, но не по уровням развития. При этом в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
С детьми, которые плохо усвоили материал, я проводила индивидуальную работу.
Парная форма игры - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;
Этапы
- Подбор дидактических игр и дидактического материала.
- Создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.
- Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию.
- Создание картотеки подвижно-дидактических игр.
- Подготовка консультации для родителей
-Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию.
-Организация и проведение различных форм деятельности с детьми, направленных на развитие сенсорных способностей : дидактические игры, игры-занятия, подвижно-дидактические игры.
-Организация продуктивной деятельности - аппликация «Собери домик из геометрических фигур», рисование в нетрадиционной технике.
-Организация различных форм работы с родителями (консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы)
-Фотовыставка "Развиваемся играя!".
-Проведение занятий по развитию сенсорных способностей.
-Консультация для педагогов.
Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста- это данные диагностического обследования детей. Я считаю, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Дальнейшие перспективы развития это :
- Непрерывная работа на формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
- Дополнение развивающей среды дидактическими играми и материалами;
- Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию