Елена Ерохина
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром
▼ Скачать + Заказать документы
(2–3 года)
Слайд №1
Я – Ерохина Е. В. – воспитатель (зачитать название полностью со слайда,
мое педагогическое кредо:
"С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь -"Не навреди!
Слайд №2
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Тема моей работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста (2-3года) в процессе ознакомления с Предметным миром» (Образовательная область «Познавательное развитие)
Слайд №3
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Немаловажное значение в развитии сенсорного восприятия в жизни ребенка 2-3 лет имеют игровые обучающие ситуации по ознакомлению с Предметным миром.
Поэтому я и решила погрузиться в данную тему. Ведь именно в дошкольном возрасте, закладывается основа развития мышления.
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети с трудом запоминают цвет, форму предметов, не различают и не соотносят предметы по величине, но им очень нравится играть с взрослыми, они внимательно слушают, запоминают, а затем выполняют действия с предметами: исследуют предлагаемую форму: обводят пальчиком готовую форму, данные действия детей побудили меня разработать систему занятий по Предметному миру и реализовать данную систему в работе с детьми с целью улучшения результативности сенсорного развития.
Игра- ведущий вид деятельности дошкольника, считаю, что изучение влияния на сенсомоторное развитие игровых обучающих ситуаций по Предметному миру актуально.
Слайд №4
На основе изученной психолого-педагогической литературы я предположила, что углубленная работа с детьми, направленная на развитие сенсорных эталонов, во многом определит успешность формирования не только умственного развития, но и всестороннего развития в целом.
Мною была изучена следующая методическая литература
1. Венгер Л. А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988.-144 с.
2. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54
3. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55
4. Плеханов А., Морозова О. М., М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35
5. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада» (Ребенок и окружающий мир) С. 6-40.
Слайд № 5
На основании изученной литературы было дано теоретическое обоснование темы моей работы и определена ведущая педагогическая идея:
(Зачитать со слайда)
Слайд №6 Цель моей работы: сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года) в процессе ознакомления с Предметным миром
Для достижения данной цели, я определила ряд первоначальных задач. Которые необходимо решить в процессе работы:
Обучающие:
-Ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина);
Развивающие:
-развитие познавательной активности в выполнении действий с предметами.
Воспитательные:
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость
Слайд №7
Образовательная область «Познавательное развитие» (ФГОС ДО) предполагает
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• Формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения, творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале) и др.
Утвержденные в январе 2014 г. ФГОС дошкольного образования, где определены направления развития и образования детей и задачи, которые решаются в процессе реализации данных направлений подтверждают значимость того опыты работы, который я представляю.
Слайд №8.
Сенсомоторное развитие включает в себя несколько разделов
-усвоение сенсорных эталонов, развитие ощущений, развитие крупной и мелкой моторики.
Я выделила первый раздел «Усвоение сенсорных эталонов», направленный на формирование представлений о форме, цвете, величине предмета.
Слайд № 9.
На данном слайде представлены ориентиры в усвоении сенсорных эталонов у детей от 2 до 3 лет (зачитать с таблицы)
Слайд №10 Свою работу я построила следующим образом: провела анализ развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет на начало учебного года, руководствуясь педагогической диагностикой Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова,
Затем разработала перспективно-тематический план по ОО «Познавательное развитие» (Предметный мир, направленных на развитие сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
После реализации данной системы в работе с детьми в процессе игровых обучающих ситуаций на конец учебного года снова провела анализ.
Слайд №11 На данном слайде представлены критерии, на основании которых я проводила анализ и результаты диагностики на начало учебного года.
умение по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;
умение узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);
Умение группировать однородные предметы.
Слайд №12 На основании данных диагностики мною был разработан индивидуальный маршрут развития ребенка, который испытывает затруднения в группировке предметов по цвету.
Образец данного маршрута представлен на слайде.
Слайд №13,14 Мною была разработана система игровых обучающих ситуаций, направленная на развитие сенсорных эталонов. Фрагмент перспективно-тематического плана представлен на данных слайдах.
Слайд №15.
При планировании и организации игровых обучающих ситуаций я учитывала следующие педагогические принципы:
- системность и повторность, интеграцию, сознательность и активность, индивидуально-дифференцированный подход и постепенное усложнение материала.
Слайд №16,17 В своей работе я использовала следующие формы организации работы с детьми: игровые обучающие ситуации (организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность.
Проводила предварительную работу:
Наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, игры-иммитации, игровые ситуации.
Слайд №18. Данная система игровых занятий выстроена поэтапно от простого к сложному:
1. Знакомство с одним признаком (цвет, форма, величина).
2. Знакомство с двумя признаками. (цвет- величина, цвет-форма, величина- форма, величина-цвет).
3. Развитие умения группировать, чередовать предметы по одному по двум признакам. (Цвет, форма, величина, (цвет- величина, цвет-форма, величина- форма, величина-цвет).
Слайд №19. При организации работы с детьми использовала следующие методы и приемы. (Зачитать со слайда)
Слайд №20 На слайде представлен фрагмент игрового занятия, «Спрячь мышку».
Слайд №21,22
На следующем слайде представлен фрагмент игрового занятия «Пирамидка»
Слайд №23
Игровое упражнение «Найди свой домик»,
Слайд №24 Игровое упражнение «Разноцветные поляны»
Слайд №25 Игровое упражнение «Матрешки».
Слайд №26 На следующем слайде представлен фрагмент игрового занятия «Сделай узор»,
Слайд №27 Игровое упражнение «Курочка и цыплята».
Слайд №28 На данном слайде представлены варианты игры, способствующей закреплению этих же задач.
Слайд №29 Игровое упражнение «Помоги бабочке найти свой цветок»
Слайд №30 На следующем слайде представлены варианты игровых упражнений, способствующих закреплению данных задач.
Слайд №31 Таким образом данная система игровых занятий по Предметному миру способствует наиболее эффективному усвоению детьми сенсорных эталонов.
Слайд №32 ,33,34,35,36,37,38
Немаловажное значение для достижения результативности в работе с детьми имеет предметно-развивающая среда. На данных слайдах представлено оборудование и пособия, которые используются детьми в процессе игровой деятельности: куклы разного размера в одежде разных цветов, цветные шнурочки, вкладыши (перечисляешь сама)
Слайд № 39 После реализации данной системы в работу с детьми я провела анализ с целью выявления показателей развития сенсорных эталонов у детей
2-3 лет в процессе игровых обучающих ситуаций на конец учебного года. На данных диаграммах отмечается положительная динамика.
Слайд №40
На данной диаграмме видно, что наблюдается положительная динамика по всем исследуемым параметрам, а именно:
умение по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;
умение узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);
Умение группировать однородные предметы.
Слайд №41
Участниками образовательного процесса являются родители (законные представители) ребенка. Они посещали консультации, дни открытых дверей. Принимали активное участие в анкетировании, ими было изготовлено много игровых пособий по развитию сенсорных эталонов.
Слайд №42,43,44 На данных слайдах представлены игры, выполненные руками родителей, которые проявили творчество и выдумку в разработке и использовании различных материалов.
Слайд №45
Родители получили теоретические и практические знания по организации полезной игровой деятельности детей с использованием различного материала, направленного на закрепление знаний о цвете, форме, размере предметов.
Слайд №46
Работа по данной теме очень заинтересовала моих коллег, работающих с детьми раннего возраста.
Имея определенные результаты и наработки по развитию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет, я выступала на Педагогическом совете и проводила открытые занятия, мастер-классы, семинары-практикумы для педагогов ДОО.
Мой опыт работы представлен на различных Интернет страничках. Разработанный мною конспект ОД по Предметному миру был представлен на конкурсе «Рассударики», по результатам которого я стала дипломантом этого конкурса.
Слайд №47
В результате проделанной работы дети стали интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремясь проявлять настойчивость в достижении результата своих действий:
Научились действовать по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;
Научились узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);
Научились группировать однородные предметы.
Слайд №48
На данном слайде представлены электронные образовательные ресурсы, которые я использовала в работе по повышению своего профессионального уровня и в работе с детьми.
Слайд №49
- В перспективе на основании полученных положительных результатов по развитию сенсорного опыта детей (сенсорные эталоны - форма, цвет, величина) в процессе ознакомления с Предметным миром наметила продолжение работы по теме сенсомоторное развитие в будущем по направлениям: развитие ощущений, развитие мелкой моторики.