Получи документы

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром

Елена Ерохина
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром
▼ Скачать + Заказать документы

(2–3 года)

Слайд №1

Я – Ерохина Е. В. – воспитатель (зачитать название полностью со слайда,

мое педагогическое кредо:

"С детьми всегда должна быть рядом,

Даря тепло и согревая взглядом,

Их в мир прекрасного вести,

И помнить заповедь -"Не навреди!

Слайд №2

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром» размещена в разделах

Тема моей работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста (2-3года) в процессе ознакомления с Предметным миром» (Образовательная область «Познавательное развитие)

Слайд №3

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Немаловажное значение в развитии сенсорного восприятия в жизни ребенка 2-3 лет имеют игровые обучающие ситуации по ознакомлению с Предметным миром.

Поэтому я и решила погрузиться в данную тему. Ведь именно в дошкольном возрасте, закладывается основа развития мышления.

Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети с трудом запоминают цвет, форму предметов, не различают и не соотносят предметы по величине, но им очень нравится играть с взрослыми, они внимательно слушают, запоминают, а затем выполняют действия с предметами: исследуют предлагаемую форму: обводят пальчиком готовую форму, данные действия детей побудили меня разработать систему занятий по Предметному миру и реализовать данную систему в работе с детьми с целью улучшения результативности сенсорного развития.

Игра- ведущий вид деятельности дошкольника, считаю, что изучение влияния на сенсомоторное развитие игровых обучающих ситуаций по Предметному миру актуально.

Слайд №4

На основе изученной психолого-педагогической литературы я предположила, что углубленная работа с детьми, направленная на развитие сенсорных эталонов, во многом определит успешность формирования не только умственного развития, но и всестороннего развития в целом.

Мною была изучена следующая методическая литература

1. Венгер Л. А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988.-144 с.

2. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54

3. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

4. Плеханов А., Морозова О. М., М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35

5. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада» (Ребенок и окружающий мир) С. 6-40.

Слайд № 5

На основании изученной литературы было дано теоретическое обоснование темы моей работы и определена ведущая педагогическая идея:

(Зачитать со слайда)

Слайд №6 Цель моей работы: сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года) в процессе ознакомления с Предметным миром

Для достижения данной цели, я определила ряд первоначальных задач. Которые необходимо решить в процессе работы:

Обучающие:

-Ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина);

Развивающие:

-развитие познавательной активности в выполнении действий с предметами.

Воспитательные:

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Слайд №7

Образовательная область «Познавательное развитие» (ФГОС ДО) предполагает

• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• Формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения, творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале) и др.

Утвержденные в январе 2014 г. ФГОС дошкольного образования, где определены направления развития и образования детей и задачи, которые решаются в процессе реализации данных направлений подтверждают значимость того опыты работы, который я представляю.

Слайд №8.

Сенсомоторное развитие включает в себя несколько разделов

-усвоение сенсорных эталонов, развитие ощущений, развитие крупной и мелкой моторики.

Я выделила первый раздел «Усвоение сенсорных эталонов», направленный на формирование представлений о форме, цвете, величине предмета.

Слайд № 9.

На данном слайде представлены ориентиры в усвоении сенсорных эталонов у детей от 2 до 3 лет (зачитать с таблицы)

Слайд №10 Свою работу я построила следующим образом: провела анализ развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет на начало учебного года, руководствуясь педагогической диагностикой Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова,

Затем разработала перспективно-тематический план по ОО «Познавательное развитие» (Предметный мир, направленных на развитие сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.

После реализации данной системы в работе с детьми в процессе игровых обучающих ситуаций на конец учебного года снова провела анализ.

Слайд №11 На данном слайде представлены критерии, на основании которых я проводила анализ и результаты диагностики на начало учебного года.

умение по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;

умение узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);

Умение группировать однородные предметы.

Слайд №12 На основании данных диагностики мною был разработан индивидуальный маршрут развития ребенка, который испытывает затруднения в группировке предметов по цвету.

Образец данного маршрута представлен на слайде.

Слайд №13,14 Мною была разработана система игровых обучающих ситуаций, направленная на развитие сенсорных эталонов. Фрагмент перспективно-тематического плана представлен на данных слайдах.

Слайд №15.

При планировании и организации игровых обучающих ситуаций я учитывала следующие педагогические принципы:

- системность и повторность, интеграцию, сознательность и активность, индивидуально-дифференцированный подход и постепенное усложнение материала.

Слайд №16,17 В своей работе я использовала следующие формы организации работы с детьми: игровые обучающие ситуации (организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность.

Проводила предварительную работу:

Наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, игры-иммитации, игровые ситуации.

Слайд №18. Данная система игровых занятий выстроена поэтапно от простого к сложному:

1. Знакомство с одним признаком (цвет, форма, величина).

2. Знакомство с двумя признаками. (цвет- величина, цвет-форма, величина- форма, величина-цвет).

3. Развитие умения группировать, чередовать предметы по одному по двум признакам. (Цвет, форма, величина, (цвет- величина, цвет-форма, величина- форма, величина-цвет).

Слайд №19. При организации работы с детьми использовала следующие методы и приемы. (Зачитать со слайда)

Слайд №20 На слайде представлен фрагмент игрового занятия, «Спрячь мышку».

Слайд №21,22

На следующем слайде представлен фрагмент игрового занятия «Пирамидка»

Слайд №23

Игровое упражнение «Найди свой домик»,

Слайд №24 Игровое упражнение «Разноцветные поляны»

Слайд №25 Игровое упражнение «Матрешки».

Слайд №26 На следующем слайде представлен фрагмент игрового занятия «Сделай узор»,

Слайд №27 Игровое упражнение «Курочка и цыплята».

Слайд №28 На данном слайде представлены варианты игры, способствующей закреплению этих же задач.

Слайд №29 Игровое упражнение «Помоги бабочке найти свой цветок»

Слайд №30 На следующем слайде представлены варианты игровых упражнений, способствующих закреплению данных задач.

Слайд №31 Таким образом данная система игровых занятий по Предметному миру способствует наиболее эффективному усвоению детьми сенсорных эталонов.

Слайд №32 ,33,34,35,36,37,38

Немаловажное значение для достижения результативности в работе с детьми имеет предметно-развивающая среда. На данных слайдах представлено оборудование и пособия, которые используются детьми в процессе игровой деятельности: куклы разного размера в одежде разных цветов, цветные шнурочки, вкладыши (перечисляешь сама)

Слайд № 39 После реализации данной системы в работу с детьми я провела анализ с целью выявления показателей развития сенсорных эталонов у детей

2-3 лет в процессе игровых обучающих ситуаций на конец учебного года. На данных диаграммах отмечается положительная динамика.

Слайд №40

На данной диаграмме видно, что наблюдается положительная динамика по всем исследуемым параметрам, а именно:

умение по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;

умение узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);

Умение группировать однородные предметы.

Слайд №41

Участниками образовательного процесса являются родители (законные представители) ребенка. Они посещали консультации, дни открытых дверей. Принимали активное участие в анкетировании, ими было изготовлено много игровых пособий по развитию сенсорных эталонов.

Слайд №42,43,44 На данных слайдах представлены игры, выполненные руками родителей, которые проявили творчество и выдумку в разработке и использовании различных материалов.

Слайд №45

Родители получили теоретические и практические знания по организации полезной игровой деятельности детей с использованием различного материала, направленного на закрепление знаний о цвете, форме, размере предметов.

Слайд №46

Работа по данной теме очень заинтересовала моих коллег, работающих с детьми раннего возраста.

Имея определенные результаты и наработки по развитию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет, я выступала на Педагогическом совете и проводила открытые занятия, мастер-классы, семинары-практикумы для педагогов ДОО.

Мой опыт работы представлен на различных Интернет страничках. Разработанный мною конспект ОД по Предметному миру был представлен на конкурсе «Рассударики», по результатам которого я стала дипломантом этого конкурса.

Слайд №47

В результате проделанной работы дети стали интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремясь проявлять настойчивость в достижении результата своих действий:

Научились действовать по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;

Научились узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);

Научились группировать однородные предметы.

Слайд №48

На данном слайде представлены электронные образовательные ресурсы, которые я использовала в работе по повышению своего профессионального уровня и в работе с детьми.

Слайд №49

- В перспективе на основании полученных положительных результатов по развитию сенсорного опыта детей (сенсорные эталоны - форма, цвет, величина) в процессе ознакомления с Предметным миром наметила продолжение работы по теме сенсомоторное развитие в будущем по направлениям: развитие ощущений, развитие мелкой моторики.

Публикации по теме:

Экологическое развитие в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного.

Методическая разработка «Педагогическая поддержка семьи в воспитании детей раннего возраста» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Академия социального управления.

Методическая разработка «Использование музыки в процессе ознакомления детей 6–7 лет с родным городом» Дошкольный возраст — это важный этап в развитии личности: начинается приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, миру культуры, искусства,.

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.

Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Развитие речи малыша – это длинный.

Образовательно-методическая траектория на 2015–2016 учебный год по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Цель работы: сформировать у детей восприятие окружающей действительности через накопление.

Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы) Сообщение из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром Давыденко Татьяна.

Проект «Развитие экологического воспитания в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром» Автор проекта: Хопкина Елена Геннадьевна, воспитатель детского сада № 48. Продолжительность проекта: апрель - май. Тип проекта: познавательно.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 20:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ерохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД