Нина Андриенко
Сенсорное развитие. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений
у дошкольников
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Публикация «Сенсорное развитие, Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Среди задач по формированию элементарных математических представлений в раннем возрасте и последующего математического развития детей выделяются главные, которые созвучны с задачами сенсорного воспитания, а именно:
•приобретение знаний о множестве,
• величине,
• форме,
• пространстве.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие является базовым фундаментом для умственного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорные эталоны — это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка. Усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. Сенсорные эталоны представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и развития всех психических процессов таких как память, мышление, речь и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для многих видов детской деятельности.
Сенсорное воспитание — это целенаправленный процесс развития у детей сенсорных процессов (ощущение, восприятий, представлений).
Этапы сенсорного развития
3-4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб). Учится на ощупь определять в «Волшебном мешочке» формы предметов. Знает понятие «маленький-большой», осваивает понятие «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий». Формируется устойчивость и последовательность игровых действий.
4-5 лет: дети продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками по светлоте.
Расширяются знания о форме предметов, постепенно вводятся понятия «плоская форма», «объемное тело». Дети начинают выделять некоторые параметры величины (высоту, величину, ширину, длину, толщину). Детям даются задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм, с помощью педагога дошкольники сравнивают предметы по цвету, форме, размеру, вкусу.
5-7 лет: дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, углубляются представления о хроматических цветах, их взаимосвязи. Дети овладевают способами обследования сложной формы предметов, учатся анализировать сложную форму, расчленять ее на составные элементы, учатся выполнять все более сложное глазомерные действия. У детей развиваются способности к анализу и синтезу
Сенсорное воспитание поэтапно :
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме.
ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели,
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов
IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата.
V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).