Галина Довгалева
Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры»
«Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Н. К. Крупская
Публикация «Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Но если восприятие происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте накапливаются представления о цвете, форме, величине.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В дошкольной педагогике с давних пор основным средством сенсорного воспитания считалась дидактическая игра. На неё почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.
Дидактическая игра дает возможность не только для освоения ребенком сенсорных эталонов, она учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, а значит, развивает ребенка интеллектуально.
Актуальность: Эта тема наиболее актуальна в наше время, потому что происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они плохо знают цвет, форму, качества предмета.
В сентябре 2015 года результаты наблюдения показали, что большинство из детей моей группы испытывают трудности в сенсорном развитии (высокий – 20%, средний – 30% и низкий – 50%) ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры»
Цель работы: Освоение детьми сенсорных эталонов и развитие у дошкольников процессов восприятия и представлений о предметах через дидактические игры.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Задачи работы:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
2. Учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
3. Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Работу по данному направлению я провожу уже третий год (с 2015 года). Начинала с детьми 2-3 лет.
Прежде всего, я изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников (Л. А. Венгер, Н. П. Саккулина,Э. Г. Пилюгина) ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Проанализировав результаты педагогического обследования, я составила перспективный список игр, которые бы целенаправленно помогали развивать сенсорную культуру детей моей группы. ПРИЛОЖЕНИЕ №3
В моей группе создан сенсорный уголок, который используется в педагогическом процессе, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности. ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Новизна: разработка авторских дидактических пособий на сенсорное развитие.
Работа с детьми по сенсорному воспитанию осуществлялась через следующие формы :
НОД (рисование, аппликация, лепка, ФЭМП). Активно развиваю сенсорные способности на прогулке. ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Ну и, конечно же, реализация моей работы не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания. Были оформлены папки – передвижки, например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала. ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Работа с педагогами.
Выступление – презентация на педагогическом совете с опытом работы.
Выставка методических пособий и дидактических игр по сенсорному воспитанию.
Распространение памяток «Содержание сенсорного уголка в разных возрастных группах», распространение картотеки игр по сенсорному развитию. ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
После проведения целенаправленной и планомерной работы с детьми, родителями, мне удалось на январь 2018 года добиться следующих результатов: детей с высоким уровнем сенсорного развития 60%, средним уровнем – 30%, низким-10%.
Вывод: Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что умелый подбор дидактических игр и упражнений их систематическое и целенаправленное использование в работе с детьми способствует формированию сенсорной культуры младших дошкольников по обогащению их сенсорного опыта и совершенствованию восприятия ими цвета, формы, величины.
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей уже прослеживается положительная динамика:
-Были созданы условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей 4-5 лет.
-Дети научились элементарным сенсорным эталонам : различать предметы по признакам: цвет, форма, величина.
-Дети, играя в дидактические игры, овладели элементарными способами обследования предметов.
-У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Таким образом, цель работы на данном этапе мной почти достигнута.
Данная работа еще не закончена. Об успехах или неудачах можно судить, только лишь по окончании детьми детского сада. На данный момент дети находятся в средней группе, а это значит, что впереди у нас большой и насыщенный творческий путь.
Перспективы работы:
•Оформление сенсорного уголка в группе.
•Разработка новых дидактических игр.
• Создание методической копилки: «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов».
Я полагаю, что данный опыт может представлять интерес для воспитателей детских дошкольных учреждений независимо от реализуемой программы