Пашкова Людмила Николаевна
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры.»
Воспитателя МАДОУ «Детский сад №4»
Пашковой Л. Н.
2016-2017г.
Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Введение:
Публикация «Индивидуальный план работы по самообразованию по теме „Сенсорное развитие детей через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формировани представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Целью моего проекта является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.) : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Задачи:
-Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр.
-Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление).
-Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
-Учить способам обследования предметов.
-Познакомить детей с дидактическими играми.
-Развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).
-Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей
-Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
-Сплотить детский коллектив.
-Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
-Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
-произвольное внимание;
-логическое мышление;
-зрительное и слуховое восприятие;
-память;
-речь детей.
-Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей
Ожидаемые результаты:
1
.Воспитательные:
Воспитать у детей интерес к дидактической игре;
Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;
Воспитывать у детей желание заниматься.
2.
Обучающие:
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.
3.
Развивающие:
Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;
Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;
Развивать внимание, усидчивость детей.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через индивидуальные консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети
:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
В ходе реализации своей работы я разработала систему дидактических игр:
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару «Что, каким бывает?», «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «На что похожа фигура», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заплатка для зонтика», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Спрячемся от дождика», «Найди такой же узор», «Заклей дырки», «Найди по описанию» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Выбери пуговки», «Найди домик», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери бусы», Разноцветное лото», «Загадочные пуговки», «Волшебное поле», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Радуга», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Найди твой цвет», «Спрячь листок», игры с мозаикой и другие.
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому, решила провести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка.
Значение развития мелкой моторики очень велико:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики рук: Познание (сенсорика РЭМП, окружающий мир, конструирование, Коммуникация (овладение средствами общения, Социализация (игры, Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, Чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки, Здоровье, Безопасность (бережное отношение к своему здоровью, гигиена, Физическая культура (массаж, пальчиковая гимнастика, Музыка (игра на муз. инструментах, Труд (самообслуживание, поручения) .
Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решается первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме: изучение опыта педагогов ДОУ ; изучение методик и технологий педагогов в Интернете: изучение педагогической литературы.
2 этап – проектировочный. На этом этапе будет решаться следующие задачи:
Подбор заданий и проведение диагностики для выявления уровня сенсорного развития детей на начало проекта
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотек, использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
5 этап – контрольно-аналитический. На данном этапе проводится диагностика с целью определения полученных результатов на конец проекта.
1. Изобразительная деятельность (нетрадиционные техники рисование на песке и пальчиковое рисование на бумаге)
Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти, пальцев рук и тактильного восприятия. Происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
2. Лепка (пластилин и соленое тесто) - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
3. Массаж ладоней и пальчиков рук (массажные мячи с шипами) - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. (игры с массажными мячиками) .
Игры «Ежики»,» «маленькие гномики», «в огороде ли, в саду».
4. Пуговицы- развивают зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Игры «Сортировка», «башенка», «цепочка».
5. Игры с крупами-способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. «Месим тесто», «наполни банку», «веселые шарики», «Ягодки».
6. Шнуровка- развивает мышление, самостоятельность, совершенствуется моторика рук. «Елочка», «бабочка», «туфелька».
Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной проблеме:
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
3. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
4. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
5. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
7. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
8. Д. Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. -ООО «ТЦ Сфера2014г.»
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду».