Смышляева
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Сенсорное развитие детей раннего возраста
через дидактические игры
2 слайд. Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание – это последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
3 слайд. Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина отмечают, что сенсорное развитие имеет большое значение для обеспечения полноценного интеллектуального развития ребёнка и является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал.
4 слайд. Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребёнок просто играет. Но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
5 слайд. Ребенка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, форму предмета, учат сравнивать предметы по величине, усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (мягкий,твердый,холодный,теплый) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого и музыкального слуха. Таким образом, основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования.
Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов.
Приступая к описанию этапов сенсорного развития ребёнка, остановимся на понятии “сенсорный эталон” (эталон = образец, мерка, термин ввёл А. В. Запорожец)
6,7,8 слайд. Фото детей с дидактическими играми.
9 слайд. Сенсорные эталоны - это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, так как это не только правильное их называние, но и активное использование в предметно-практических действиях.
Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).
10 слайд. Формирование сенсорных эталонов может осуществляться по трём направлениям.
- Организация поиска эталона, идентично заданному образцу. Ребёнок ищет заданный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения.
- Организация поиска эталона по представлению. Педагог показывает образец, просит ребёнка запомнить его, а затем убирает образец и предлагает найти заданный эталон.
- Формирование устойчивой связи между эталоном и словом возможно при назывании объектов и их свойств, а затем поиске эталона по его названию, словесному описанию.
Уважаем коллеги! Какие Сенсорные ощущения вы знаете?
11слайд.
- зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
- слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
- осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
- обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
- вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о размере, форме, цвете, звуках, вкусе, запахе. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
12 слайд. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи: Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия; Формировать у детей зрительные способы обследования предметов; Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет; Развивать познавательные процессы; Развивать мелкую моторику; Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
13 слайд «Весёлые прищепки»
14 слайд Фото детей
15 слайд Виды дидактических игр :
- настольно – печатные игры
- игры с предметами или игрушками
- словесные игры
16 слайд
Пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
17,18,19,20,21слайд
Три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
Четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
Два температурных определения (тепло, холодно);
Пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый);
Слуховое восприятие. Музыкальные ноты, звуки родного языка.
22 слайд. Спасибо за внимание!