Лариса Вшивцева
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
Именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека. Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста- определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. С помощью дидактической игры решаются нравственные задачи, умение детей общаться друг с другом, играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро- занимательное. Игры, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве- это различение отношения предметов и их частей по вертикали (на, над, под,по горизонтали (рядом, около, а в последствии (справа, слева, за, перед). Ориентировка в дальнем пространстве: далеко, близко, рядом, тут, там. К ориентировке в пространстве относятся игры : «Дом для матрешки», «Кто внимательный», «Что находится внизу, наверху, рядом?», «Спрячем и найдем», «Доползи до игрушки», «Зайчик и мишка».
Для развития слухового аппарата можно использовать дидактические игры «Кто позвал?», «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении машины. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в группе являются различные развивающие пособия, сделанные своими руками:мешочки с крупой.
С мешочками знакомились с понятиями «легче»-»тяжелее», «больше»- «меньше».Наполнители мешочков разные крупы- горох, фасоль, рис и другие крупы. Ребенок должен найти одинаковые мешочки на ощупь. Развиваются : тактильное восприятие, мелкая моторика рук, массируются пальчики.
Игры развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию: "Подушка с пуговицами", "Разноцветные пуговицы".
Дидактические игры решают учебные задачи. Они- хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы :1. наглядность в обучении;2. постепенность и последовательность обучения; 3. принцип подражания и упражнений. Эти принципы используются до сих пор.
В подвижных играх тоже можно решать задачи сенсорного развития детей.
В них решаются образовательные задачи- закрепление названия цвета, формы,умение ориентироваться в пространстве, но и еще умение быстро реагировать на сигнал воспитателя, умение действовать в коллективе, не конфликтовать, уступать друг другу.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Игры, которые помогают в развитии тактильно- двигательного восприятия, а так же игры на различение и узнавание, восприятии и различении предметов : в этих играх, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Игры на узнавание предметов на ощупь «Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек».
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.