Татьяна Авдонина
Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность и перспективность.
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего, но и ощущающего человека»
Б. Г. Ананьев.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время сенсорное развитие - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально.
Публикация «Инновационный педагогический проект „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.) . Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.
Этим и обуславливается актуальность данной темы.
На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства сенсорного развития детей важно по целому ряду причин:
• развивает цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• формирует у детей зрительные способы обследования предметов;
• обогащает активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
• в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
• формирует представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия;
• воспитывает бережное отношение к предметам, учит детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Для реализации цели выделила задачи:
• Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры;
• Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• Развивать мелкую моторику рук.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом была начата в 2016 году, с детьми группы раннего возраста после проведения диагностики уровня сформированности сенсорных представлений. Затем работа была продолжена с детьми первой младшей группы.
2. Условия формирования.
Особую роль в развитии сенсорных способностей детей первой младшей группы отвожу дидактическим играм, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Именно поэтому во главу работы с детьми я взяла сенсорное воспитание.
Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, а также развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
При выборе темы я опиралась на знания и опыт детей, на теоретический материал по данному вопросу. Выбрала средства реализации: занятия, беседы, наблюдения, игры, праздники, развлечения, прогулки.
3. Теоретическая база.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».
Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д, в игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля,
М. Мантессори, Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.
В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи : Л. А, Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время учеными З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О., Смирнова, А. К. Бондаренко, Н. Я. Михаленко, Н. А. Короткова и др.
Так, дидактическая игра способствует :
развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «парные картинки», «лото», «домино». Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Исходя из опыта сенсорного воспитания можно выделить следующие виды дидактических игр по игровому действию:
- Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.
- Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью : «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Технология опыта.
Выстраивая систему работы по формированию сенсорных знаний у дошкольников через дидактические игры разработала :
Перспективный план, включающий конспекты занятий по сенсорному развитию с использованием дидактических игр, прогулки, познавательные беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
Используя такие источники как: Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991;
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976;
Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша : Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение, 1996. – 112с;
Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др. подобрала и систематизировала дидактические игры :
- учить детей различать основные цвета с помощью операции сравнения: «Разноцветные палочки», «Собери лепесточки», «Поиграем с прищепками».
- Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие: «Собери шарики в ведерки», «Веселые матрешки», «Помоги мишутке найти свою тарелку», «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку»
Игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.
При проведении занятий по сенсорному воспитанию детей применяю игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей хорошо известных детям сказок (Лиса, колобок, Мишка и т. д.)
При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.
Применение игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.
С целью закрепления и использования в речи названия основных цветов, провожу настольные игры «Оденем кукол», «Волшебные мешочки».
Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников.
В процессе работы по данному направлению применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Используя информационно-коммуникационную технологию, разработала серию игр сенсорного содержания («Колеса для машин»; «Игры с прищепками; «Иголки для ежика»; «Подбери по цвету», способствующие различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Одним из условий формирования сенсорного воспитания детей является тесный контакт с семьей. Родители стали единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к воспитанию сенсорных способностей детей провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема.
Включение родителей в процесс воспитания сенсорного воспитания детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, совместные мероприятия, встречи в семейном клубе "У Очага».
Родители помогали в создание предметно - развивающей среды, участвовали в совместных мероприятиях: Вечер дидактических игр «Играем с папой, играем с мамой».
5. Анализ результативности.
Прошел год осуществления проектной деятельности, но виден уже результат работы по данной проблеме. Работая над темой «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры», мне удалось реализовать поставленные задачи. У детей появилась заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры, а также появились новые представления о восприятии окружающего мира.
Сравнительный анализ данных в период с 2016 г. по 2017г. свидетельствует о достигнутых положительных результатах:
- у детей высокий уровень сформированности элементарных знаний для их возраста сенсорных представлений;
- дети без труда связано и последовательно отвечают на вопросы, делают выводы;
- у детей сформированы основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- у детей сформированы представления о сенсорных эталонах (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве).
Реализуемый проект органично вписывается в организацию учебно-воспитательного процесса в детском саду.
6. Трудоёмкость опыта.
Трудоё мкость в использовании моего опыта работы заключается:
-в постоянном изучении педагогической литературы;
-в разработке и апробировании игр развивающей направленности на занятиях и в повседневной жизни;
- подборе и разработке наглядности, дидактического материала;
-в установлении тесного контакта с родителями в решении разного рода проблем.
7. Адресность опыта.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами на педсоветах, на методических объединениях Рузаевского муниципального района.
Данные разработки могут быть рекомендованы к использованию в работе педагогов ДОУ, так как описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.
Формами реализации проекта являются отчеты, видео- и фотоматериалы.