Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Татьяна Королева
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. По мнению В. Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы непосредственно-образовательной деятельности; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Начиная работу с нового учебного года, во время адаптационного периода, нам необходимо узнать индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка. Так как родители являются активными участниками образовательного процесса, мы знакомимся с ними и с ребенком, путем анкетирования и бесед., создаем портфолио на каждого ребенка. Параллельно из бесед узнаем особенности воспитания в семье. Это помогает организовать образовательный процесс детей и родителей.

Когда заканчивается адаптационный период, мы постепенно начинаем проводить мониторинг, цель которого выявить особенности нервно-психического развития детей по методике, разработанной Н. М. Аксариной и Г. В. Пантюхиной. Во время диагностики используем несложные задания в соответствие с возрастом. Задания стараемся давать в игровой форме. Таким образом, по результатам мониторинга по сенсорному развитию, из поступивших к нам 22 детей 10 из них развиваются нормально, все показатели соответствуют возрасту или опережают его. У 8 детей идет первоначальная задержка на 1 эпикризный срок, и у 4 – на 2 эпикризных срока.

На основании обследования поставлена следующая цель:

Создать условия сенсорного воспитания средствами дидактических игр.

В своей работе мы ставим и решаем следующие задачи:

• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

• cпособствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

• способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Для решения задач выбраны направления нашей работы:

• формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);

• обучение способам обследования предметов;

• развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Работу построили с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей, выявленных ранее. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В нашей работе мы использовал следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

• величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

• форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный мешочек», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

• цвет: «Разноцветные бусы», «Посади бабочку на цветок», «Собери палочки в вазочку», «Цветочная поляна», «Закрой окошко», «Поставь карандаш в стакан», «Цветная стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами:

«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.

3. Для развития мелкой моторики использую игровые дидактические материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т. д.

4. Для развития тактильных ощущений я используем природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, «сухой бассейн» (из пробочек, пособие «Тактильная коробочка», благодаря которым, дети получают новые тактильные ощущения.

Разнообразие игр, имеющие похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.

Предметно-развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов деятельности.

Оформили «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия цвета, формы, величины предметов, а так же для развития слухового восприятия и пространственных отношений. Это различные пирамидки, предметы-вкладыши (матрешки, кубы, коробочки, шары и др.); дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объемные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объемные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); центр для игр с водой и песком; для развития мелкой моторики рук (шнуровки, кнопочницы, мозайки, бусинки разного цвета и формы и др.); шумящие коробочки, баночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др. Так же выполнены пособия нашими руками и руками родителей:

• «Ежик», «Сороконожка», «Солнышко» с прищепками – для соотнесения цвета

• «Привяжи ленточку к шарику»

• «Собери бусы» - бусины разного цвета и формы, нанизывающиеся на веревочки разного цвета

• «Поставь палочки в вазочку» - соотнесение цвета

• «Домики для зайчиков» - соотнесение по форме – разные по форме зайчики прячутся в разные по форме домики

• «Покатай гномиков» - паровозики и вагончики, разные по величине и цвету, и к ним соответствующие гномики

• «Почини одежду» - различная одежда, отличающаяся по цвету и величине, и заплатки разной формы и цвета

• «Три медведя» - три медведя, разные по величине, к ним мебель и посуда разного цвета и размера

• «Цветная стирка» - коробки 4х цветов, оформленные в виде стиральных машинок, к ним различное белье разного цвета

• «Сенсорный куб» - куб, грани которого состоят из решеток, на каждой расположен какой-либо материал по сенсорике и моторике

• «Тактильная гусеница» - гусеница, сшитая из звеньев, наполненных различным тактильным материалом

• «Тактильная коробка» - коробка, наполненная разными по фактуре кусочками ткани, небольшими предметами и природным материалом

• «Цветные шумовые коробочки для малышей» - коробочки разного цвета с различным наполнением, обозначенным картинками, и коробочки разного цвета без изображения

ну и конечно, включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному кропотливому процессу.

. С родителями воспитанников были проведены:

родительское собрание «Что такое сенсорное развитие»;

анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании;

практикум по созданию игр по сенсорному развитию

консультации, беседы:

• «Пальчиковая гимнастика»

• «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

• «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;

• «Гимнастика для глаз»;

• «Давай с тобой поиграем» и т. д.

Результаты повторного обследования детей показали положительную динамику:

дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;

• с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;

• способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;

• умеют выполнять простейший сенсорный анализ;

• стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;

• дети научились играть в дидактические игры.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении наших рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на наши просьбы.

На основе этого наметили перспективы работы:

Продолжать использовать дидактические игры и разнообразный материал в сенсорном воспитании детей

Продолжать работу с родителями по сенсорному воспитанию и предложить оформить семейные опыты по сенсорному воспитанию детей

Обогащать предметно-развивающую среду дидактическим материалом по сенсорному воспитанию

Таким образом, проводя работу по данной теме:

нами был разработан цикл занятий по развитию сенсорных способностей детей;

составлен план работы с родителями по данной теме

выполнены авторские пособия и дидактические игры такие как: «Сенсорный куб», «Покатай гномиков», «Три медведя», «Тактильная гусеница», «Тактильная коробочка», «Цветные шумовые коробочки», «Цветная стирка»

Список литературы:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.

5. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

6. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988 г.

7. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : Просвещение: АО «Учебная литература», 1996г.

8. Подъяков Н. Н., Аванесова В. А. «Сенсорное воспитание в детском саду». М., «Просвещение».

Публикации по теме:

Сенсорное развитие через дидактические игры Сенсорное развитие через дидактические игры раннего возраста Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего,.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры» Введение: Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие ребёнка - это формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве,.

План по самообразованию в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» В детстве дети любят конечно же играть! Дети играют везде- дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего.

Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игрыСенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры Ни для кого ни секрет,что сенсорика, является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения,.

Сенсорное развитие детей через дидактические игрыСенсорное развитие детей через дидактические игры Сенсорное развитие детей через дидактические игры Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Слащева. К. В. Тема: «Развитие.

Отчет по самообразованию. Тема «Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры» МБДОУ Воротынский детский сад № 5 «Родничок» Отчет по самообразованию за 2016-2017 учебный год Тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 20:28
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД