Татьяна Королева
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. По мнению В. Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы непосредственно-образовательной деятельности; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Начиная работу с нового учебного года, во время адаптационного периода, нам необходимо узнать индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка. Так как родители являются активными участниками образовательного процесса, мы знакомимся с ними и с ребенком, путем анкетирования и бесед., создаем портфолио на каждого ребенка. Параллельно из бесед узнаем особенности воспитания в семье. Это помогает организовать образовательный процесс детей и родителей.
Когда заканчивается адаптационный период, мы постепенно начинаем проводить мониторинг, цель которого выявить особенности нервно-психического развития детей по методике, разработанной Н. М. Аксариной и Г. В. Пантюхиной. Во время диагностики используем несложные задания в соответствие с возрастом. Задания стараемся давать в игровой форме. Таким образом, по результатам мониторинга по сенсорному развитию, из поступивших к нам 22 детей 10 из них развиваются нормально, все показатели соответствуют возрасту или опережают его. У 8 детей идет первоначальная задержка на 1 эпикризный срок, и у 4 – на 2 эпикризных срока.
На основании обследования поставлена следующая цель:
Создать условия сенсорного воспитания средствами дидактических игр.
В своей работе мы ставим и решаем следующие задачи:
• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
• cпособствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
• способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Для решения задач выбраны направления нашей работы:
• формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
• обучение способам обследования предметов;
• развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Работу построили с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей, выявленных ранее. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.
В нашей работе мы использовал следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
• величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный мешочек», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• цвет: «Разноцветные бусы», «Посади бабочку на цветок», «Собери палочки в вазочку», «Цветочная поляна», «Закрой окошко», «Поставь карандаш в стакан», «Цветная стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами:
«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.
3. Для развития мелкой моторики использую игровые дидактические материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т. д.
4. Для развития тактильных ощущений я используем природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, «сухой бассейн» (из пробочек, пособие «Тактильная коробочка», благодаря которым, дети получают новые тактильные ощущения.
Разнообразие игр, имеющие похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.
Предметно-развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов деятельности.
Оформили «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия цвета, формы, величины предметов, а так же для развития слухового восприятия и пространственных отношений. Это различные пирамидки, предметы-вкладыши (матрешки, кубы, коробочки, шары и др.); дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объемные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объемные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); центр для игр с водой и песком; для развития мелкой моторики рук (шнуровки, кнопочницы, мозайки, бусинки разного цвета и формы и др.); шумящие коробочки, баночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др. Так же выполнены пособия нашими руками и руками родителей:
• «Ежик», «Сороконожка», «Солнышко» с прищепками – для соотнесения цвета
• «Привяжи ленточку к шарику»
• «Собери бусы» - бусины разного цвета и формы, нанизывающиеся на веревочки разного цвета
• «Поставь палочки в вазочку» - соотнесение цвета
• «Домики для зайчиков» - соотнесение по форме – разные по форме зайчики прячутся в разные по форме домики
• «Покатай гномиков» - паровозики и вагончики, разные по величине и цвету, и к ним соответствующие гномики
• «Почини одежду» - различная одежда, отличающаяся по цвету и величине, и заплатки разной формы и цвета
• «Три медведя» - три медведя, разные по величине, к ним мебель и посуда разного цвета и размера
• «Цветная стирка» - коробки 4х цветов, оформленные в виде стиральных машинок, к ним различное белье разного цвета
• «Сенсорный куб» - куб, грани которого состоят из решеток, на каждой расположен какой-либо материал по сенсорике и моторике
• «Тактильная гусеница» - гусеница, сшитая из звеньев, наполненных различным тактильным материалом
• «Тактильная коробка» - коробка, наполненная разными по фактуре кусочками ткани, небольшими предметами и природным материалом
• «Цветные шумовые коробочки для малышей» - коробочки разного цвета с различным наполнением, обозначенным картинками, и коробочки разного цвета без изображения
ну и конечно, включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному кропотливому процессу.
. С родителями воспитанников были проведены:
родительское собрание «Что такое сенсорное развитие»;
анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании;
практикум по созданию игр по сенсорному развитию
консультации, беседы:
• «Пальчиковая гимнастика»
• «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
• «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;
• «Гимнастика для глаз»;
• «Давай с тобой поиграем» и т. д.
Результаты повторного обследования детей показали положительную динамику:
дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
• с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
• способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
• умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
• стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
• дети научились играть в дидактические игры.
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении наших рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на наши просьбы.
На основе этого наметили перспективы работы:
Продолжать использовать дидактические игры и разнообразный материал в сенсорном воспитании детей
Продолжать работу с родителями по сенсорному воспитанию и предложить оформить семейные опыты по сенсорному воспитанию детей
Обогащать предметно-развивающую среду дидактическим материалом по сенсорному воспитанию
Таким образом, проводя работу по данной теме:
нами был разработан цикл занятий по развитию сенсорных способностей детей;
составлен план работы с родителями по данной теме
выполнены авторские пособия и дидактические игры такие как: «Сенсорный куб», «Покатай гномиков», «Три медведя», «Тактильная гусеница», «Тактильная коробочка», «Цветные шумовые коробочки», «Цветная стирка»
Список литературы:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
5. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
6. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988 г.
7. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : Просвещение: АО «Учебная литература», 1996г.
8. Подъяков Н. Н., Аванесова В. А. «Сенсорное воспитание в детском саду». М., «Просвещение».