Алена Григорьева
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Работая на группе с детьми раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Многие считают, что развитие личности и психики ребенка начинает происходить после трех лет и именно с этого возраста его нужно обучать и воспитывать, а в раннем же возрасте следует уделять внимание здоровью и физическому развитию. Это – серьезное заблуждение. (Е. Смирнова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.). Недооценка изменений, происходящих с ребенком в раннем детстве, приводит к тому, что далеко не все резервы этого возраста реализуются. Более того, многие возможности остаются нераскрытыми. Итак, что же представляет собой ребенок раннего возраста?
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ребенок раннего возраста очень любопытен и хочет познавать мир. Он не может быть равнодушным по отношению к окружающим его предметам. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя поток сенсорной информации. И поэтому данный возраст можно считать наиболее важным в сенсорном развитии ребенка. Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает ходить, говорить, овладевает разными способами действиями с предметами. Ребенок с помощью взрослых учится более тонко воспринимать свойства предметов, классифицируя их по форме, величине, цвету. Именно на втором году жизни, при создании необходимых условий, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень велико и актуально во все времена. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание многие педагоги и психологи: В. С. Мухина, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Ф. Фребель, А. К. Бондаренко и др. Задача по формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве и др.) представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – в образовательной области «Познавательное развитие», а также прослеживается в других образовательных областях: - социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности; - речевое развитие – обогащение активного словаря; - художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия; - физическое развитие – развитие мелкой моторики.
Задачи сенсорного развития : - формировать представления о свойствах предметов: форме, цвете, величине; умение обследовать предметы с помощью зрительного и тактильного анализаторов, устанавливать сходства и различия между однородными предметами, умение группировать предметы по сенсорным признакам; - обогащать словарь детей, формировать умение называть свойства предметов (4 основных цвета, 5 форм, 3 контрастные величины); - развивать сенсорное восприятие, представления о сенсорных эталонах, мелкую моторику;- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, наблюдательность, любознательность, интерес к совместной деятельности. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой, – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Особые педагогические условия, созданные в группе детского сада, могут ускорить развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Изучив теоретические аспекты данной темы, я могу предположить, что развитию сенсорных способностей детей раннего возраста способствуют следующие педагогические условия: - отбор сенсорных объектов восприятия в соответствии с принципами доступности; - поэтапное ознакомление детей с сенсорными эталонами (от непосредственного восприятия сенсорного эталона к действию с данными эталонами с закреплением в слове к собственно-творческому отображению); - использования в работе с детьми приемов сопоставления, сравнения, включения детей и родителей в процесс проектной деятельности. Создание особых педагогических условий в группе способствует развитию сенсорных способностей детей, а вместе с тем их общему развитию. Поэтому в запланированной работе на начало года мной были поставлены следующие цели: - развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику воспитанников.
Для сенсорного развития детей в моей группе создана предметная среда. - Дидактический стол для игр с водой и песком. -Уголок ряженья где висит одежа основных цветов. - Дидактические полки где находятся такие игры как пирамидки, рамки, вкладыши, пазлы, разрезные картинки, шнуровки и т. д. - Созданы нетрадиционные игры и пособия. Работая на группе раннего возраста, я изготовляла и создавала множество дидактического материала, стараясь соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала и учитывая специфику возраста. Чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий с применением нового материала (концентрический принцип). Выполнение этих целей основывается на следующей идее: сенсорное развитие ребенка раннего возраста должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки» в целом – помещений детского сада и его территории.
Сенсорное воспитание детей должно осуществляться через разные методические аспекты работы: - создание сенсорного уголка в группе; - игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; - организация образовательной деятельности (подгруппами); - развитие мелкой моторики, стимуляция двигательной активности; - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; - активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти; - повышение мотивации к самостоятельной и
Основная задача – предоставить малышу самые разные предметы для исследования. По результатам диагностики в конце года можно увидеть стойкую положительную динамику роста. На данном этапе уже можно подвести итоги: у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; они активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке; проявляется желание творить; повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности. На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются подходы к развитию детей раннего возраста, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования
Поиск новых форм и методов обучения в наше время — явление не только естественное, но необходимое. Для расширения сенсорного опыта и активизации речи детей используются : сенсорные коробочки и бассейны с различным материалом: стеклянные фигурки и камушки, сухие листья. Сенсорное воспитание на данном в раннем возрасте – главное условие познавательного развития. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Л. С. Выготский обращал своё внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Создавая условия в группе для формирования сенсорного (чувственного) опыта, мы решаем важнейшую задачу полноценного развития детей. Осуществляется эта работа путем организации зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов, игрушек и дидактических материалов. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеет большое значение при работе с малышами. Но и в повседневной жизни, во время прогулок необходимо обращать внимание детей на форму, цвет, пропорцию явлений и предметов (листья деревьев, цветы на клумбе, узоры мороза на окнах и т. д.). Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя разнообразие предметов, но и действовал с ними. Ведь именно в такой деятельности формируется мышление. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.