Силина Наталья
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста
В рамках современного подхода к пониманию восприятия как особой деятельности экспериментальные исследования Б. Г. Ананьева, З. М. Богуславской, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия выявили закономерности восприятия в онтогенезе.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Было установлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий – структурных единиц процесса восприятия у человека. Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватного предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Перцептивное действие тесно связано с практическим. Эта связь проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере – в движения руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, в движения глаз, прослеживающих видимый контур. В ходе выполнения этих действий осуществляется «уподобление» движений органов чувств особенностям воспринимаемого объекта. Это приводит к снятию «копии»
этого объекта, созданию своеобразной модели через непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверку и коррекцию образа.
В развитии восприятия перцептивные действия являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками – сенсорными эталонами. В качестве эталонов выступают выделенные на протяжении истории человечества определенные системы, закономерно построенные ряды форм, величин, цветов и другие, которые получили определенное речевое обозначение.
В онтогенетическом развитии происходит овладение обследованием предмета, способами ориентирования, выделения определенных свойств (способами рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также усвоение систем сенсорных эталонов, через которые индивид усваивает общественный сенсорный опыт.
Впоследствие внешние действия с внешними предметами сокращаются и автоматизируются. При этом внешние действия переходят в умственный план, а эталоны – в содержание памяти. Ориентировка становится операцией в структуре целостного действия. В результате ориентировки превращаются в один из психических процессов: если они направлены на признаки внешних объектов – в восприятие, а если на существующие связи между предметами – в мышление. На этом этапе они могут отрываться от текущей деятельности, приобретая относительную самостоятельность и собственную логику развития, и в частности, предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию.
Из описанного выше хода развития восприятия становится ясно, что необходимым условием психического развития ребенка является созревание его организма, нервной системы. Для развития восприятия особое значение имеет созревание анализаторов – слухового и зрительного. Однако эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки развития восприятия.
Но органические предпосылки сенсорного развития еще не являются самодостаточным для первоначального освоения ребенком человеческого опыта, лежащего в основе формирования его психических свойств и способностей. Необходимо приспособление деятельности анализаторов к особенностям окружающего ребенка мира.
Развитие приспособительных механизмов сенсорно-перцептивной сферы ребенка на первом году жизни достаточно хорошо изучено.
Выделено четыре возрастных периода, характеризующих сенсорное развитие детей этого возраста.
Важнейшими приобретениями первого периода (от рождения до конца первого месяца) является:
-появление следящего движения взора (через несколько часов после рождения);
-появление конвергенции (на 2-3 неделе);
-зрительное сосредоточение (на 3-4 неделе);
-увеличение расстояния, с которого ребенок может следить за движущимся предметом;
-слуховое сосредоточение (на 2-3 неделе).
На протяжении второго периода (1-3 мес.) зрительная реакция начинает играть ведущую роль. В этом возрасте, по данным исследований, возможны выработки первых нестойких условных рефлексов на слуховые и зрительные раздражители.
Третий период (3-6 мес.) характеризуются исследователями как период активного развития руки как органа познания. Первоначально появляются ощупывающие движения своих рук, а затем – движение руки по предмету. К концу шестого месяца происходит важное изменение отношений между зрительным восприятием и движением руки. Зрительное восприятие вызывает движения руки и регулирует движения в отношении направления и формы. В этот период возможно получать устойчивые дифференцировки световых и звуковых раздражителей.
Основное новообразование четвертого периода (6-12 мес.) –связывание движений в определенной последовательности под контролем воспринимающего органа и формирование двигательных систем. Появляется воспроизведение предъявленного образца, моделирование внешнего воздействия. Исследования показали возможность выработки устойчивых дифференцировок у детей этого возраста : тонкой дифференцировки звуков по высоте в возрасте 6-7 мес. ; дифференцировки основных цветов спектра на восьмом месяце; зрительное различение глубины,начиная с 6,5 мес.
Таким образом, на первом году жизни происходит подготовка анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, приспособление их работы к особенностям внешних воздействий. Исследования детей 2-3 года жизни показывает, что развитие сенсорных функций в этом возрасте определяется предметной деятельностью. Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой стороны – были учтены при выполнении предметного действия.
В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основная линия сенсорного развития детей 2-3 года жизни – формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью.
Как показали исследования Л. А. Венгер, развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер, усвоения перцептивных действий в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементарной трудовой).
Выделяют 3 этапа освоения сенсорных эталонов детьми :
1 этап – освоение сенсорных предэталонов (со второй половины 1 года жизни до первой половины 3 года жизни);
2 этап – знакомство с предметными эталонами через сравнение. Например, ребенок усваивает цвет через сравнение со знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом (зеленый – как трава). Этот этап длится с 3 до 7 лет.
3 этап – сравнение качества предметов с общепринятыми эталонами. Например, солнце как шар, огурец овальной формы. Эталоном для зрительного восприятия цвета являются семь цветов спектра и их оттенки, для слухового восприятия – звуковысотная шкала и решетка фонем родного языка. Длится этот этап от 6 до 7 лет.
Л. А. Венгер была разработана теория развития восприятия ребенка, послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей и разработки целостной системы сенсорного воспитания дете й.
Список использованных источников
1. Войлокова Е. Ф. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Методическое пособие для работников общеобразовательных и специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Санкт-Петербург, 2014.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., - 1986.
3. Запорожец А. В., Венгер Л. А. и др. Восприятие и действие. М., 1996.