Лариса Кулагина
Сенсомоторное развитие детей 5–6 лет в лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследователи все чаще отмечают недостаточный уровень развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста. Это связано с несовершенностью механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения, а также с несформированностью комплекса сенсомоторных координаций. В первую очередь у современного дошкольника наблюдается слабое развитие мелкой моторики руки, что приводит к возникновению трудностей в начальной школе, тормозящих процесс обучения и творчества. Русский физиолог И. П. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Одним из мощных средств развития сенсомоторики детей является лепка.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей 5–6 лет в лепке» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Лепка оказывает большое воздействие на развитие мелкой мускулатуры рук, чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти, пальцев. Творя тот или иной предмет, ребенок познает форму, осязает ее своими руками, соотносит его пропорциональные составные части. А чем больше органов чувств принимает участие в восприятии, тем ярче впечатление. Кроме того после лепки можно продлить творческий процесс дальше, а именно: раскрасить, составить коллективную композицию, применить в игровой деятельности, придумать новые истории о слепленных героях. В процессе лепки формируется и характер ребенка, развиваются такие качества, как настойчивость, упорство, уверенность в себе, инициативность, творчество, аккуратность, самооценка, индивидуальность, взаимопомощь, умение работать в коллективе сообща. Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества необходимы дошкольнику для овладения разными видами учебной, трудовой деятельности.
Вопросами сенсомоторного развития занимались многие отечественные ученые: Л. А. Венгер, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др. Но проблема сенсомоторного развития дошкольников, как и много лет назад остается одной и важнейших проблем дошкольной педагогики. В большинстве способностей человека лежит именно его сенсомоторный опыт. Значение сенсомоторного развития трудно переоценить. Это основа и для познавательно – речевого развития, и для физического, и для художественно – эстетического, и для социально – личностного.
Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования, и явилась основой для проведения экспериментальной деятельности.
В начале учебного года для изучения уровня развития сенсомоторных навыков и умений детей посредством игровых заданий и упражнений проводилось обследование дошкольников, в процессе которого были выявлены следующие показатели:
- развитие сенсомоторных координаций : низкий уровень-61%, средний-39%, высокий-0%;
- развитие глазомера : низкий уровень-55%, средний-45%, высокий-0%;
- развитие зрительно-пространственной ориентации в микропространстве: низкий уровень-55%, средний уровень-45%, высокий-0%;
- развитие чувства симметрии : низкий уровень-55%, средний-45%, высокий-0%;
- развитие творческих способностей: низкий уровень-22%, средний-78%, высокий- 0%.
По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития исследуемых показателей, исходя из требований программы «Двенадцать месяцев» по данному разделу. Результаты обследования обусловили постановку задач развивающей работы с дошкольниками:
• Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры, пространственной ориентировки, т. е. механизмов восприятия сенсомоторных эталонов.
• Формировать технические приемы, способы лепки, конструктивные навыки.
• Развивать мелкую моторику рук ребёнка и выносливость мышц кисти, синхронизировать работу обеих рук, сенсомоторные координации, произвольность движений, глазомер.
• Развивать психические процессы: воображение, мышление, творческие способности.
• Воспитывать аккуратность, усидчивость, уверенность в себе, взаимопомощь, чувство коллективизма.
Для решения поставленных задач использовались здоровьесберегающие педагогические технологии сенсомоторного развития детей, представленные в программе «Двенадцать месяцев» (авт. коллектив Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев и др.). В данной программе представлены развернутые конспекты занятий, сопровождающиеся подробными методическими рекомендациями, спланирована как предварительная, так и последующая работа по теме, варианты заданий и игровых упражнений, предложены художественное слово и музыкальное оформление. Достаточно полно отражен прием объяснения и показ приемов лепки, предложены схемы и модели процесса работы. В начале деятельности всегда присутствует игровой мотив или проблемная ситуация. Тематическое планирование работы на неделю, представленное в программе, позволяет получить ребенком наиболее полную картину о предмете, явлении, пропустив информацию через все виды деятельности, используя все анализаторы. Также в этой программе предложено и диагностическое наблюдение за уровнем развития каждого ребенка.
Задачи решались через разные формы работы с детьми – это непосредственно организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
В непосредственно организованной образовательной деятельности (НООД) по лепке происходило формирование технических умений и навыков лепки, знакомство с новыми приемами, способами (пластичный, конструктивный, комбинированный, барельеф) и видами лепки (предметная, сюжетная, декоративная). В структуре каждой НООД соблюдали определенную этапность.
На первом этапе обеспечивали перцептивное восприятие детьми предмета. Для этого обязательно использовали натуру (предмет, скульптуру или человека, например, при лепке фигуры человека в движении). Дети знакомились с натурой, обследовали ее, рассматривали, анализировали, составляли рассказы, экспериментировали (например, если это человек, то придавали ему разные позы, рассматривая, какое положение тело приобретало при ходьбе, беге, посадке, прыжке и т. д.). При восприятии предмета старались задействовать как можно больше анализаторов у детей. Обследование предмета шло по определенной схеме: восприятие в целом, анализ основных частей и определение их свойств (формы, величина, пропорции, цвет, выделение более мелких, второстепенных частей и установление их свойств и пространственного положения по отношению к основным частям и повторное целостное восприятие предмета.
На втором этапе активизировали процесс переноса детьми полученного сенсорного опыта в деятельность лепки. Знакомили или напоминали способ, прием лепки, включали детей в объяснение и совместное проговаривание движения рук, пальцев. Обращали внимание на развитие самостоятельности в создании образа, творческой активности в использовании способов и приемов лепки. В процессе НОД наблюдали, как дети создают форму предмета, передают пропорции, действия, создают композицию. С помощью вопросов и советов направляли детей на интересные решения в создании образов. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить летящую птичку, вылепил ее в статичном положении, спрашивали: «Подумай, что нужно сделать с птицей, чтобы она полетела? В каком положении лапы, крылья, когда птица летит?» Подобные вопросы не давали прямых советов, но приучали детей думать над образами во время лепки. В том случае, когда дети затруднялись в правильной передаче формы, пропорций, использовали индивидуальную работу: показывали ребенку картинку, уточняли его представления; в крайнем случае, показывали способ лепки на отдельном куске глины. В НОД включали динамические паузы с использованием музыкального сопровождения, художественного слова. Если лепили животное, то его оживляли и показывали, как оно умывается, лежит, играет, потягивается и т. д. В процесс лепки включали мелкий природный материал (ракушки, камешки, скорлупки от фисташек, шишек, горох, бобы, семена растений). Например, при лепке ежика использовали для глазок горошинки черного перца, сосновые и еловые иголки для колючек. При лепке барельефа «Подсолнухи» использовали семечки арбуза и подсолнуха, засушенные листья березки. Для развития чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев брали разный материал для лепки - это пластилин, шариковый пластилин, глина, соленое тесто. Положительно действовал на детей момент объединения их работ в сюжетную коллективную композицию. Ребенок получал удовольствие от того, что его старание внесено в общее дело.
На 3 этапе работы большое значение для детей 5-6 лет приобретал анализ работ в конце деятельности, который проходил в виде беседы. Задавали вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов, о способах лепки, схожести с натурой. При анализе работ выслушивали мнение автора, что получилось, над чем надо постараться, высказывались другие дети, выделяли аккуратную работу или самую веселую, с необычными деталями выразительности. Старались, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу.
В течение дня для развития моторики рук проводили пальчиковую гимнастику, самомассаж, имитационные движения, развивающие игры с разными мелкими предметами (мозаика, счетные палочки, пуговицы, бусины, теннисные шарики, канцелярские скрепки, бельевые прищепки). Так например, осенью в рамках темы «Природа родного края осенью» разучивали пальчиковые гимнастики схожей тематики: «Капустка», «Пошли пальчики гулять», «Будем мы варить компот», «Заяц и кочан капусты» и т. д. Из мелких предметов выкладывали «Ежика», «Листья и деревья», «Грибочки на кочке». Упражнение «Покатай клубочек» было эффективно в развитии сенсомоторных навыков, закреплении формообразующих движений, в массаже ладошек и пальчиков. Упражнение «Кто быстрее смотает ниточку» развивало моторику руки, закрепляло сенсорные эталоны (цвет нити, ее качество, длина, какая на ощупь и т. д.).
Режимные моменты также использовали для развития сенсомоторных умений и навыков лепки. На прогулке наблюдали, сравнивали окружающие предметы, например, скатывали снежные комочки разного размера и превращали их в разные предметы, оживляли их с помощью дополнительных деталей (две палочки, три камешка – вот и колобок, палочки, камешки, сухие листочки – головка кошки). Также проводили серию наблюдений о птицах: строение, как передвигаются разные птицы, чем любят лакомиться, чем похожи и чем отличаются. При умывании определяли, какое мыло на ощупь, намыливали ладошки так, как скатываем жгутик. При вытирании рук полотенцем и надевании перчаток на прогулку делали массаж каждому пальчику и т. д.
При планировании работы на тематическую неделю продумывали как предварительную, так и последующую работу по лепке, включая слепленные изделия в игровую, конструктивную, коммуникативную деятельность детей.
Данные итоговых обследований детей в конце учебного года показали позитивную динамику в развитии сенсомоторных умений и навыков :
- развитие сенсомоторных координаций : низкий уровень-11%, средний-62%, высокий-27%;
- развитие глазомера : низкий уровень-11%, средний-67%, высокий-22%;
- развитие зрительно-пространственной ориентации в микропространстве: низкий уровень-11%, средний уровень-83%, высокий-6%;
- развитие чувства симметрии : низкий уровень-11%, средний-83%, высокий-6%;
- развитие творческих способностей: низкий уровень-11%, средний-67%, высокий- 22%.
Тем самым позволили говорить об эффективности проведенной экспериментальной работы по развитию сенсомоторики детей в таком виде художественной деятельности как лепка с применением здоровьесберегающих педагогической технологии сенсомоторного развития детей.
Литература:
1. Вайнерман С. М., Большев А. С. Вербовская Е. В., Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. «Развитие сенсомоторики и творчества средствами арт-педагогики» : Учебное пособие. - Н. Новгород: Нижегород. Гос. архит. - строит. ун-т, 2001.
2. Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Прима Е. В., Кольцова И. Н., и др. «Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного возраста «Двенадцать месяцев», Учебное пособие –Москва Нижний Новгород, 2003.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений, творческий цент СФЕРА, Москва 2010.