Раниса Фазлутдинова
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
Используя мяч в играх с детьми логопедической группы, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом в коррекционной практике.
Углубленно работая в этом направлении последние годы, мы сделали выводы о полезности игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи, поскольку игры с мячом:
- отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к обучению;
Публикация «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности
во время занятий;
- помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;
- развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве;
- способствуют профилактике дисграфии;
- помогают проводить работу по развитию просодических компонентов речи;
- регулируют силу и точность движений;
- активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное внимание;
- развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для
гипервозбудимых детей;
- развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакций;
- развивает мышечную силу, стимулируют работу важнейших органов – легких и
сердца – повышают обмен веществ.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук, «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук у каждого ребенка.
Для логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики. Например:
• Застегивание пуговиц на собственной одежде и многочисленные игры с «пристежками».
• Шнуровка ботинок и игры – шнуровки.
• Нанизывание разноцветных бус.
• Складывание в коробку различных мелких предметов правой и левой рукой.
• Гимнастика для пальчиков с речевым сопровождением.
• Обводка.
• Штриховка.
Развивая мелкую моторику, нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного
мозга, что также положительно влияет на развитие речи. Для этой цели мы используем игры с шариками, которые важно проводить параллельно с играми в мяч.
Шарики сделаны из различных материалов – деревянные, стеклянные, каучуковые,
металлические, пластмассовые. Вот некоторые игры с шариками:
1. Попасть шариком в цель (игрушку, в ворота (из конструктора).
2. Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой и поймав левой.
3. Держать шарик большим и указательным пальцами, большим и средним и т. д. ;
удержать шарик одним согнутым пальцем.
4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Подобные игры с шариками развивают мелкие мышцы руки, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Это позволяет более успешно проводить подготовку руки к письму.
Для развития мелкой моторики нами разработаны специальные пособия, выполненные в виде панно из разноцветной самоклеющейся бумаги. Бумага натянута на твердую основу. На начальном этапе дети проводят пальчиками по дорожкам, повторяя их конфигурацию, далее прокатывают по дорожкам панно шарики.
«Плывет, едет, скачет»
Дети прокатывают шарик по дорожкам, сопровождая движения стихотворениями.
Пароход
Пассажирский пароход
Прямо к пристани идет.
Шофер
Качу, лечу во весь опор.
Я – сам шофер.
И сам – мотор.
Нажимаю на педаль – И машина мчится вдаль!
«Кто чем питается»
Данное панно можно использовать как для развития мелкой моторики, так и для закрепления знаний детей по теме «Животные»
Собака
С хозяином дружит, Заяц
Маленький, беленький,
По лесочку прыг – прыг,
По снежочку тык – тык.
Обезьяна
Апельсины и бананы
Очень любит …
Домик сторожит,
Живет под крылечком,
А хвостик колечком.
Еж
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки – ни одной
«Снежная фантазия»
Дети с удовольствием прокатывают шарики по панно, сопровождая движения словами.
Мы снежинки! Это мы-
Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим,
Мы танцуем дни и ночи,
Даже несколько недель.
Наши танцы, между прочим,
Называются метель.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей СПб., 2001. 2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Метод. пособие. СПб., 2001.
3. Зейферт Н. А. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. 2008. 4. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда / Ред. -сост. В. И. Селиверстов. М., 1987. 5. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2000.
6. Сидоренко Л. А. Новые пальчиковые игры и упражнения для дошкольников. // Логопед. 2008. 7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997. 6. Чуковский К. И. От двух до пяти. Минск, 1983.