Наталья Кравченко
Семинар «Здоровье педагога — залог успеха в работе»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Вступление.
Сказка о здоровье.
Давным-давно, на горе Олимп жили были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали решать: каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам.»
Публикация «Семинар „Здоровье педагога — залог успеха в работе“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
И, решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать. Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие-за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самом человеке»
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.
Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы!" - говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного - здоровья!", говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
Как вообще поправить и сохранить свое здоровье? Никто, кроме вас самих, не решит эту проблему.
Что такое здоровье? С чего оно начинается?
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни
Итак, здоровье - это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ответы педагогов
Надо помнить.
З -Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.
Д- Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.
О- Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
Р- Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать.
О- Здоровье – это культура человеческих отношений.
В- Здоровье – это социальная культура отношений.
Ь- Здоровье - это образ жизни.
Е- Хочешь быть здоровым – будь им!
Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.
II.Сообщение темы семинара.
Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей - дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства - все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.
Никто не станет отрицать, что физическое и эмоциональное состояние педагога - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.
Тема нашего семинара : «Здоровье педагога-залог успеха в работе».
Перед началом нашей встречи просим вас обратить внимание на основные правила работы на нашем семинаре :
Получите удовольствие!
Позвольте себе быть свободными!
Избегайте оценок и суждений!
Чувствуйте свои собственные ощущения!
Во всем ищите и находите позитив!
Вначале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем "Здравствуйте!", желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим и общей энергетикой и интересами. Итак, здравствуйте!.
III.Теоретическая часть.
1. Дискуссия «Почему педагоги болеют?»
Профессию педагога можно отнести к группе риска: постоянное перенапряжение приводит соматическим заболеванием: язве желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарному диабету. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Из-за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания.
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся : нарушение зрения, ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.
Печальная статистика. 54% педагогов имеют нарушения массы тела 70% нарушения опорно-двигательного аппарата нарушения в нервно-психическом здоровье имеют : - после 10-ти лет работы более 35% педагогов; - после 15-ти лет стажа – 40%; - после 20-ти лет - более 50 % педагогов.
Причинами заболеваний являются:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- большая нагрузка;
- снижение двигательной активности, перенапряжение.
-эмоциональная перенапряжённость и, как следствие, стресс.
-педагоги не всегда могут позволить себе полноценно восстанавливать здоровье, приобретать качественные продукты, выезжать на отдых в санатории, на морские курорты.
Рекомендации.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый педагог, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса.
• Ради чего я живу? В чём смысл моей жизни?
• Зачем я родился? Что я должен совершить?
• Зачем мне быть здоровым?
• Быть здоровым – это мой долг перед обществом или моё личное дело?
Необходимо сформировать желание сохранять свое здоровье и заботиться о нем начиная с самого элементарного, а именно с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь, приема лекарственных средств только по назначению, поддерживания психологического баланса, позитивного принятия себя.
Это простые и всем известные вещи, но они помогают человеку продлить активную жизнь. Каждый педагог об этом знает, но в силу разных причин (отсутствие воли, равнодушие к собственному здоровью, отвлечение на другие, менее значимые дела) не использует.
Упражнение «Без маски»
Каждому участнику предлагается карточка с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен завершить фразу:
• Чего мне иногда по-настоящему хочется, так.
• Иногда люди не понимают меня, потому что я.
• Верю, что я.
• Мне бывает стыдно, когда я.
• Особенно меня раздражает, что я.
• Я та, которая всегда.
• Я уверена в себе, когда.
• Я спокойна, когда.
• Я очень огорчаюсь, когда.
• Я легко могу расплакаться, когда.
• Мне очень обидно, когда.
• Если я кого-то обижу, то.
• Я очень сочувствую тем, кто.
• Когда я была ребенком, то.
• Мое настроение очень зависит от.
• Когда со мной поступают несправедливо, я.
• Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда.
• Мне очень неприятно.
• Жизнь кажется мне тяжелой, когда.
• Если ссора произошла по моей вине, я.
• Если моим родным грозит опасность, я.
• Мне очень нравится в людях.
• Я очень боюсь.
• Я никого не хочу видеть, когда.
• Мне становится легче, когда.
• Я никогда не прощу.
• Я постоянно думаю о.
• Я могу стать несдержанной, когда.
• Я считаю своим долгом.
• Я часто жалею о том, что.
Одной из незаконченных фраз этого упражнения была фраза: "Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда… Ощущение счастья является сильнейшим антистрессовым средством, а также уникальным стимулом для достижения психологического баланса. Поэтому предлагается сейчас на время окунуться в это прекрасное состояние.
Упражнение «В кругу счастья»
Представьте «волшебный круг счастья». Войдите в него, почувствуйте, как энергия счастья проникает в ваше тело. Проделайте это мысленно и наполните себя счастьем, наслаждайтесь процессом «купания» в счастье. Если на пути появились образы препятствий, постарайтесь их преодолеть, отодвигая руками, как пловец в воде отталкивает водоросли.
2. Что такое стресс и как с ним бороться?
Профессия педагога считается стрессогенной. Стресс стал неизбежным компонентом нашей жизни. Иногда стресс даже полезен. Он предупреждает опасности, предупреждает от неверных шагов, но чаще приводит к заболеваниям различного характера.
1. Культурный стресс организма на любое биологическое, химическое, физиологическое, психологическое воздействие на организм. Характеризуется снижением работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощением энергетических ресурсов.
Существует несколько разновидностей цивилизованного стресса.
– возникает в том случае, когда нельзя ударить, накричать или убежать. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда непосредственная реакция не только не улучшит создающуюся ситуацию, но может еще больше усложнить ее. Такой стресс встречается чаще всего в работе младшего и среднего руководящего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.
Что можно сделать?
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Упражнение «Формулы».
«У вас может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры. В этом случае рекомендуется использовать техники самовнушения. Вот несколько формул (небольших предложений, которые могут быть произнесены «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Такие формулы самовнушения могут быть взяты готовыми или составлены самостоятельно. Давайте сейчас самостоятельно попробуем привести собственные примеры подобных формул.
-Для того, чтобы эти формулы были эффективны, помните о следующих правилах:.
Формула должна иметь короткий текст.
Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).
Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.
Формула любви к работе : «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни».
Формула восстановления работоспособности : «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу энергично, внимательно и с вдохновением. Я полон сил и энергии».
2. Информационный стресс. К сожалению, практически нигде не учат, как правильно усваивать информацию. Каждый, кто хоть раз брал на себя ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для чего необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информацию. Здесь и возникает проблема: информационная перегрузка, человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. Ответственность, которая на нем лежит, это и есть стрессор. Этот тип стресса характерен для любого рода деятельности в нашем обществе.
Игра «Калоши счастья»
Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.
Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету) :
(кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
(дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
впереди цель (пьедестал с медалью) – победа ( здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
Бежит следующий участник.
Техники самовнушения: На наши эмоции оказывают большое влияние наши мысли, то, как мы оцениваем, воспринимаем ситуацию, программируем себя, настраиваем на что-то.
Упражнение повторяется от3 до 5 раз.
-Я одобряю себя (поглаживая себя левой рукой по затылку)
-Я любима (правой рукой поглаживать левый локоть и наоборот)
-Мне все удается (перекатываясь с носка на пятку)
3. Коммуникативный стресс. Существует такое понятие как стресс встречи с незнакомцем. В природе люди жили небольшими группами, где все друг друга хорошо знали. При редком появлении незнакомца запускалась мощная ориентировочная реакция, сопровождающаяся выбросом гормонов стресса. Ничего удивительного, ведь встреча с чужаком могла сулить смерть от рук каннибала, гибель близких, заключение в рабство. А что происходит в современном мире: чужаки встречаются каждый час, каждую минуту! По пути на работу и обратно, находясь на работе, человек не всегда имеет возможность отказаться от общения с окружающими, но ведь это общение не всегда желаемо и приятно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую незнакомыми. Кроме того, мы непроизвольно реагируем на случайных прохожих и даже на знаки присутствия людей: надписи, рекламные щиты, газетные заголовки, мусор. Избыток коммуникаций и приводит к стрессу.
Игра «Атомы»
Все становятся атомами. Атомы двигаются все время. Время от времени объединяются в молекулы. Число атомов может быть разным. Оно определяется тем, какую цифру увидите. (Звучит музыка, двигаетесь произвольно по залу, заканчивается - объединяетесь в атомы).
Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
Упражнение с жестами
- одной подгруппе дается время, чтобы придумать и показать жестами сигналы: «Нужна помощь!», «Приходите в гости» и т. д.
Остальные пытаются отгадать сигнал. Вывод-умение общаться помогает избегать коммуникативного стресса.
4. Существует еще одна разновидность стресса – стресс бездеятельности. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается нечего делать, им овладевает скука. Скука – это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные. Плюс ко всему у современного человека недостаток движений, сидячий образ жизни при избытке впечатлений.
От первобытного стресса стресс современный отличается неотреагированностью. Физиологический (первобытный) стресс быстро проходит: человек среагировал – напал или убежал – стресс выполнил свою прямую функцию и закончился. Дальше идет как обычно. А при цивилизованном стрессе организм мобилизовал все свои ресурсы, а выплеска энергии не произошло, напряжение осталось. Поэтому «пар», который некуда выплеснуть ударяет по собственному организму. Высокое давление будет еще много часов разрушать кровеносные сосуды, мобилизованные жиры отложатся на поверхность артерий в виде бляшек. И чем больше таких переживаний, тем сильнее засоряются артерии, ускоряя приближение сердечного приступа.
Говорят, что стрессов можно избегать.
- Во-первых, не попадать в стрессовые ситуации, что для современного человека сказочное везение
- Во-вторых, научиться правильно и своевременно снимать стресс, не позволяя ему накапливаться.
Необходимо перестроить свою жизнь так, чтобы искоренить сами предпосылки не только стрессов, но и стрессовых ситуаций. Одни из этих стрессоров мы можем предотвратить, другие можем, но не хотим, третьи – не можем предотвратить при всем желании.
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить развитие различных заболеваний, но и достичь снижения синдрома профессионального выгорания:
1. Научитесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Выбор и соблюдение рационального ритма и режима работы приводят к экономичному расходованию энергетического потенциала нервной системы, освобождают мозг от излишней информации и снижают нервно-психическую напряженность.
2. Избегайте ненужной конкуренции. Бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, однако такое случается далеко не всегда. Помните, что чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению психоэмоциональных заболеваний.
3. Овладевайте навыками саморегуляции. Релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительный внутренний настрой способствуют снижению стресса, ведущего к выгоранию, а также уменьшению риска развития различных заболеваний (от стенокардии и гипертонии до онкологической патологии) .
5. Ежедневно тренируйте память, заучивая новые слова (например, иностранного языка, решая кроссворды, собирая пазлы и т. д.
9. Заведите домашних питомцев. Доказано, что психосоматические заболевания встречаются реже у людей, которые имеют в доме кошек, собак, рыбок в аквариуме или других питомцев.
Не надейся на бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь дорога:
Помоги себе сам.
• Начинайте каждый день с чувства радости.
• Поддерживайте это состояние в течение всего дня.
• Прежде, чем дать волю гневу, сосчитайте до 10.
• Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
• Относитесь к людям так, ка хотели бы, чтобы люди относились к вам.
• Питайтесь регулярно и разнообразно.
• Исключите жареную, жирную пищу, алкоголь.
• Увеличьте потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы. Молочных продуктов.
• Не переедайте на ночь.
• Спите не менее 8 часов в сутки.
• Занимайтесь физическими упражнениями.
• Старайтесь чаще бывать на свежем воздухе.
• Любите свою душу и тело.
• Старайтесь окружить их комфортом.
Упражнение «Лесенка»
Распределить по степени важности: работа, дети, муж, я.
Правильная расстановка:
Я
Муж
Дети
Работа
IY.Практическая часть
Проведем некоторые приемы, укрепляющие физическое и психическое здоровье; которые помогают снять напряжение, утомление, помочь обрести внутреннюю стабильность, уверенность в себе, позитивное мышление.
У каждого из вас, существуют свои способы снятия эмоционального напряжения. В данной памятке предлагаются несколько психологических методов, способов саморегуляции собственного эмоционального состояния, которые помогут вам справиться со своими негативными эмоциями или предупредить их возникновение. Существуют разные психотехнические упражнения, которые занимают от 2 до 15 минут и помогают снять усталость, обрести состояние внутренней стабильности, свободу и уверенность в себе.
1.«Пирамида любви»
Выполняется коллективно. Первый участник протягивает руки с раскрытыми ладонями в центр круга и произносит фразу «Я ЛЮБЛЮ…». Второй кладет свою ладонь и произносит эту же фразу. В результате появляется пирамида любви, которая помогает участникам ощутить присутствие положительных эмоций у себя и окружающих.
2. «В мире музыки»
О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Отечественный физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление. От мечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку. Найдите время, чтобы послушать музыку, которая вам нравится. «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта, например, помогают от головной боли.) – послушаем…
3.«Пение»
Очень эффективно пение спокойных, длительных по звучанию песен. Утром, чтобы встать бодрым, в хорошем настроении, полезны песни ритмичные, с оптимистическим содержанием. Во время пения можно выполнять несложные движения руками, головой, туловищем.
4.«Ушки на макушке»
Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на ушные раковины, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.
«Уши» Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и постепенно спускать вниз до мочки.
Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.
5. Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Известно, обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции.
Для индивидуальной защиты и регулирования работоспособности на шее носят аромамедальон и аромакувшинчики. Достаточно одной-двух капель ароматического масла, и весь день вас будет сопровождать приятный аромат, стимулирующий болезненные ощущения.
Запах зеленых яблок облегчает головные боли при мигрени.
Запах апельсина повышает умственную работоспособность,
Бергамот помогает добиться успехов в познании, нейтрализует энергетику толпы.
Лимон позволяет быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, новым людям, помогает в работе творческим личностям.
Мята усиливает дыхание, обновляет энергетику.
Сандал помогает открыть в человеке талант.
Эвкалипт содействует быстрому восстановлению после стресса.
Лаванда способствует самопознанию, быстрому восстановлению сил.
Роза благоприятствует преобразованию негативной энергии в энергию самосовершенствования.
6. Водотерапия
Вода – доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Вода имеет свойство смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции
Все знают: снять усталость и пополнить жизненные силы можно за счет контакта с водой. Для расслабления полезно просто смотреть на воду.
Самое доступное упражнение – мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде. Таким образом активизируется мозговое кровообращение, снимается усталость.
Когда «голова идет кругом», хочется тишины и одиночества, нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.
7. Активный отдых
Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом
Упражнение «Сквозь кольцо»
Участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь нег
8. Смехотерапия
Вы, наверное, заметили, что дети смеются в десятки раз чаще взрослых, потому что у них еще не атрофировались природные механизмы психического здоровья и самозащиты. Поводы для смеха дети создают из ничего. А часто ли смеётесь Вы? Между тем смех благотворно действует на организм (десять минут смеха, например, нормализует давление, в котором происходит сложный химический процесс – выделение «гормонов счастья», т. е. эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения, эйфории. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой для сердечно-сосудистой системы, дыхательной деятельности.
9. Фототерапия
Фотогалерея (слайды с интересными фото коллег педагогов)
В минуты грусти, тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает невидимую поддержку с их стороны, приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Как правило, на фото запечатлеваются самые радостные, значимые события, и, просматривая их, человек мысленно возвращается в то состояние, когда ему было хорошо и радостно. Это хороший способ нормализовать свое состояние.
Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно- голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.
•-Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.
•-Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.
•-Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих
Y.Подведение итога.
Притча «О счастье и здоровье»