Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье педагога»

Ольга Баюн
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые педагоги!

1. Я рада Вас всех приветствовать здесь и тема нашего сегодняшнего собрания : «Психологическое здоровье педагога Семинар будет проходить в непринужденной обстановке, обладая отдыхательным характером. Я думаю об актуальности данной тематики долго говорить не нужно, все мы прекрасно знаем, что педагог находится в круговороте отношений: дети –родители – коллеги –администрация+внешние факторы (ФГОС)+собственная семья педагога. В связи с введением ФГОС от педагогов требуется использование в своей работе личностно- ориентированного подхода к ребенку, употребление проектных методик, владение другими разнообразными методами и приёмами, что в свою очередь требует сильных энергозатрат. Таким образом, очевидно, что по прошествии определённого количества времени, у педагога начнут проявляться признаки усталости, напряжённости, приводящие к психосоматическому нездоровью. Так как же нам сохранить наше бесценное психологическое здоровье? Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «психологическое здоровье»(раздаются маленькие листочки с просьбой написать на них, а как вы сохраняете своё «психологическое здоровье», делается «коврик», где записи ранжируются по степени важности. Вывод: таким образом, мы с вами обозначили наши внутренние ресурсы, при помощи которых мы сохраняем своё психологическое здоровье и очень многое зависит от нас в этом деле.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Психологическое здоровье педагога“» размещена в разделах

2. А теперь мы с вами поподробнее остановимся на признаках психологического здоровья :

По определению «Психологического словаря» (под ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г.) психологическое здоровье толкуется как «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Психологическое здоровье имеет два признака :

1. Соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или стремление к золотой середине. Этот признак находит своё отражение во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности и до наших дней.

2. Эффективная адаптация – социальная, социально – психологическая и интрапсихическая (другими словами, это гармония с природой, людьми и с самим собой.

Данные признаки конкретизируются в критериях, которые позволяют оценить степень ПЗ данного конкретного человека, наличие или отсутствие таких черт как: выраженность критичности и самокритичность, способность к самоконтролю, коммуникативная эффективность, чувство юмора, умение видеть позитив в сложных жизненных ситуациях говорят об уровне ПЗ педагога. (выдать анкеты или список признаков здоровья)

А сейчас, я предлагаю вам разделиться на 5 команд и изобразить портрет психологически здорового человека, а с другой стороны записать черты личности здоровой во всех отношениях (раздаются приготовленные маски с прорезями, спикер зачитает черты здоровой личности).

Итак, мы разобрались каковы признаки здоровья и как выглядит здоровый человек, а теперь нам жизненно-необходимо узнать от чего зависит наше психологическое здоровье.

Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют :

Внешние источники:

-незнание способов саморегуляции;

-снижение физической активности, сидячий образ жизни;

-нерациональный режим труда и отдыха.

Социальные источники:

-преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;

-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.

Внутренние источники:

- личностные особенности педагогов : неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.

- интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;

-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.

ЭМОЦИИ.

На мой взгляд, одну из основополагающих ролей в психологическом здоровье педагога, да и вообще, любого человека играют эмоциональная устойчивость и мастерство общения. Педагогическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. А. Сухомлинский). Шаги, которые необходимо пройти для повышения эмоциональной устойчивости и налаживания межличностных отношений.

1. Повышение уровня информированности об эмоциональном мире человека и овладение способами вербального и невербального общения.

2. Изменение отношения к себе и к другим людям.

Итак, эмоция - это ощущение человека, возникающее в ответ на какое-либо событие. При этом тело также подключается – начинает учащенно биться сердце, дрожат руки и т. д. Человек впечатлился и начинает ощущать гнев, обиду, радость, печаль, счастье и т. д. Преподаватель Демид. Университета: «я изменила своё отношение ко многим людям, когда узнала такую вещь – эмоции включаются сами, контролировать появление эмоции мы не можем, но важно понять, что мы чувствуем». Т. о., контролировать эмоции мы не можем, но на то мы и существа социальные, чтобы контролировать внешние проявления эмоций, зная, что с нами происходит, какую эмоцию мы чувствуем. У детей эмоции возникают чаще и спонтанно. Воспитателю не всегда удобно, чтобы дети испытывали бурные эмоции, но природа эмоций такова, что за бурным периодом наступает спокойный, поскольку существует 3 закона эмоций:

1. Происходит событие или возникает какая – либо ситуация, человек начинает ощущать эмоцию

2. Наступает фрустрация, т. е. человек чувствует препятствие в связи с возникшей ситуацией.

3. Насыщение эмоции.

Чтобы произошло насыщение нужно усилить эмоцию, сделать это достаточно сложно. Если ребёнку мы можем позволить прокричаться, то взрослый не может себе этого позволить, но всё необходимо разрешить себе прочувствовать эмоциюнаедине с самим собой, дать себе возможность испытать эмоцию, прислушаться к себе, что и почему происходит внутри, полюбить себя таким со всеми своими эмоциями. При этом, если эмоция негативная и направлена на другого человека сверхважно выяснить для себя мирным путём причину поведения того человека, его мотивацию, его взгляд с кем возникло недопонимание, т. к. очень часто мы принимаем скоропалительные решения, неверные, не разобравшись в сложившейся ситуации, а затем получаем конфликт и сами же потом страдаем.

И сейчас мы с вами дадим себе возможность испытать положительные эмоции (рассчитайтесь на 1,2,3,4, раздаются притчи каждой группе, выбирается спикер, зачитывает для всех и делает общий вывод).

Вывод по эмоциям:

"Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет.

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Одним из показателей педагогической и коммуникативной культуры педагога, а также его психологического здоровья является его компетентность как субъекта вербальных и невербальных коммуникаций. Если у педагога отмечаются такие эмоциональные состояния как: эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряженность, то это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических проявлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание социальной дистанции и др.).

Невербальное поведение является индикатором актуальных психоэмоциональных состояний личности. Как многим известно, человек всего лишь 20% информации передаёт вербальным или словесным способом, остальное мы считываем с мимики, жестов. (Упражнение «Артист» - Накропина Е. А. ; упражнение «Подкрепление» - Юлия Олеговна и Ольга Михайловна).

Таким образом, чтобы лучше понимать друг друга важно внимательно относиться друг к другу, поддерживать друг друга эмоционально и тогда всё будет получаться.

Но и конечно же одним из важнейших факторов психологического здоровья является использование своих вербальных умений, т. е. умение разговаривать друг с другом. В психологии существует такой закон коммуникации:

Я---Он, Она, Они

То, что между ними, то есть - взаимоотношения, которые мы можем простроить за счёт коммуникации (это и есть вербальные способы общения).

Для благоприятного общения необходимы некоторые условия:

1. Уважение друг к другу в процессе общения. Здесь наиболее важна интонация разговора. Человек слушает через интонацию голоса + визуальный контакт. Таким образом, мы подчеркнём человеку его значимость и своё расположение. Кроме того, некая информированность о жизни того, с кем мы общаемся также способствует налаживанию контакта, нахождение общих точек соприкосновения, интерес делами человека облегчает процесс взаимодействия и даже влияния друг на друга (например, можно поинтересоваться детьми или любимой собачкой и человеку будет приятно – таким образом, мы уважим собеседника).

2. Другая сторона вербального общения - это активное слушание – с помощью кивания головой, поддакивания мы транслируем человеку свою заинтересованность в разговоре.

3. Использование прямых инструкций для облегчения понимания того, что мы хотим от другого человека (пример со стулом – мы считали, что человек раздражён, а причину так и не поняли и пример с фразой: «не делай!» - ребёнок усваивает только вторую часть, т. е. -«делай!»). Человеку проще высказать свои пожелания или требования прямо без намёков.

Упражнение «Пойми меня» (геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши цветные).

Вывод: т. о., мы видим, что достаточно сложно договориться друг с другом и понять друг друга, хотя используем в своей речи простой русский язык. (по 20 раз сказали детям, а они не понимают, значит как – то не так мы доносим информацию и надо попробовать по-другому договориться).

Таким образом, мы увидели, что сложно оставаться здоровым во всех отношениях человеком в современных сложившихся условиях, но дабы облегчить жизнь и себе, и окружающим нас людям и сохранить своё психологическое здоровье нужно сделать всё возможное для того, чтобы :

1. Полюбить себя таким, какой я есть.

2. Относиться к окружающим так, как хотели, чтобы они относились к Вам.

И напоследок мне очень хотелось бы подарить вам замечательную сказку Эльфики (псевдоним, которая называется «Магазин счастья».

Итог: будьте счастливы! Желаю всем найти свой магазин счастья и не пропустить ни одного чудного мгновения для своей Книги счастья.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка «Психологическое здоровье педагога

Разработан педагогом – психологом

МДОУ д/с №155 Баюн О. К.

Публикации по теме:

Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей «Психологическое здоровье педагогов, как необходимое условие психологического здоровья детей, способы снятия нервно-психического напряжения».

Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия» Цветотерапия для детей. «Все мы родом из детства». Эти слова принадлежат знаменитому французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору.

Семинар-практикум для педагогов «Детский темперамент» Цели: 1. Углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента. 2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Семинар – практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Цель. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Задачи: •.

Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 "Радуга" Сивкова Любовь Васильевна "О здоровье всерьез" Семинар.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье детей в наших руках» Семинар-практикум для родителей «Здоровье детей в наших руках». Сатварённая Елена Ивановна –воспитатель. Форма проведения: семинар-практикум.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье детей в наших руках» Семинар-практикум для родителей «Здоровье детей в наших руках» Елена Ивановна Сатварённая Семинар-практикум для родителей «Здоровье детей.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье в наших руках» Семинар – практикум для родителей на тему: «Здоровье в наших руках» Цель: Повысить уровень знаний родителей в области формирования,.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Семинар-практикум «Совместная деятельность педагога с детьми» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье педагога»
Опубликовано: 25 января 2017 в 18:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Баюн (УИ 1024431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД