Анна Владимировна Фоминцева
Консультация «Речевая готовность — залог успеха ребёнка в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Речевая готовность – залог успеха ребёнка в школе.
Для того чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.
Подошёл к концу последний учебный год в детском саду, быть может, трудный, но очень важный как для родителей, так и для детей. Выражаю благодарность родителям, которые оказали огромную помощь мне, вникая в учебный процесс и помогая своим детям справиться с их речевыми проблемами.
Публикация «Консультация „Речевая готовность — залог успеха ребёнка в школе“» размещена в разделах
В этом учебном году была проделана большая работа над всеми компонентами речи и по преодолению нарушения звукопроизношения. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. За учебный год разучили большое количество стихотворений, скороговорок, чистоговорок, прочитали и пересказали множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Перед тем, как дети уйдут на каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь — в ней есть скороговорки и стихи, которые можно повторять летом. Можно приобрести некоторые логопедические книги (они понадобятся, если в семье подрастает ещё ребёнок) и закреплять звуки с помощью подобранного в книге дидактического материала. Также для автоматизации звука в речи можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку.
Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Работа над произношением
1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из спонтанной речи).
2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова : "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум". Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития слоговой структуры слова
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3).
2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
3. Составление слов из слогов, данных в разбивку (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
4. Выделение гласных звуков (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
5. Определение ударных гласных в словах.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
2. Сочиняйте стихи, рифмы.
3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенные слова.
4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».
5. Объясняйте переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много садов, гулял в саду; много это глаза – а один …; много это уши – а одно …; одна конфета – а шесть … и т. д.)
2. Игра «Подбери подходящее по смыслу слово» : большой сад, а маленький, маленькая куколка, а большая,
3. Игра «Закончи предложение» : весной картошку сажают, а осенью, воду наливают, а соль …
4. Игра «Назови детенышей животных» : кто у медведицы – медвежата, у коровы -, у слонихи -, у овцы - … и т. д.
5. Упражнения на образование относительных, притяжательных прилагательных:
o Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба) и т. д.
o У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т. д.
6. Неверно построить фразу, попросить ребенка найти ошибку: «В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт».
7. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на развитие связной речи
1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
5. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т. д.
Обучение грамоте
1. Упражнение «Напиши в клеточки названия изображенных предметов». Сделайте звуковой анализ слов.
2. Упражнение «Вставь пропущенные буквы»
3. Упражнение «Какие буквы написаны неправильно»
4. Упражнение «Составь предложения из слов»
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад.
После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей и тогда в школе вашего ребенка ждет успех!