Твердякова Лариса
Родительское собрание «Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте — залог успеха в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР
«Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте – залог успеха в школе»
Цель: знакомство родителей с результатами диагностики на начало учебного года; знакомство родителей с методами и приемами формирования фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
Участники: воспитатели, логопед, родители, воспитанники группы.
Подготовительный этап:
Публикация «Родительское собрание „Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте — залог успеха в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1) мониторинг развития детей с ОНР на начало учебного года;
2) подготовка приглашений для родителей и объявления.
Ход собрания
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем родительском собрании. Наступил новый учебный год. Я хочу познакомить Вас с результатами мониторинга развития детей группы на начало учебного года, рассказать о плане работы на год, показать мастер-класс совместной деятельности с детьми по формированию фонематического восприятия в дошкольном возрасте.
На начало учебного года в группе числится 9 человек. В прошлом году выбыли 3 человека: 1 перешел в массовую группу, 1 перешел в другой детский сад, 1 выпустился в школу.
В сентябре 2014 г. уровень речевого развития детей составлял 67%.
В сентябре 2015 г. уровень речевого развития детей составил 73 %.
В сентябре 2014 г. количество детей по уровням составило:
- высокий -1;
- пограничный - 4;
- средний – 3;
- низкий – 1.
В сентябре 2015 г. количество детей по уровням составило:
- высокий - 2;
- пограничный -3;
- средний – 3;
- низкий – 1.
Значительно изменились в положительную сторону показатели импрессивной речи: пассивный словарь, понимание словообразования, понимание связной речи.
Незначительно изменились показатели фонематических процессов: фонематическое воспроизведение, фонематический анализ и синтез, звукослоговая структура слова.
Презентация «Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте – залог успеха будущего школьника»
В основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия. Для детей трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д. Таким образом, мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы языка. Это свидетельствует о том, что у детей имеется недоразвитие фонематического восприятия (фонемы – звуки речи). Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому решение проблемы имеет существенное значение в процессе разработки методов коррекционно-логопедического воздействия.
Учитывая вышеизложенное у детей необходимо развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память, при этом обязательно ориентироваться на этапы слухоречевого развития.
Первый этап – это появление реакции на неречевой звук (комплекс оживления): ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками (возраст от 1 месяца).
Второй этап – различение неречевых звуков. Ребенок начинает различать неречевые звуки по их основным характеристикам:
- по громкости (громкий – тихий);
- по продолжительности звучания (долгий – короткий);
- по направлению звука;
- по высоте (высокий – низкий);
- по ритму.
На третьем этапе ребенок начинает различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости – мягкости, интонации, ритму, направлению звука.
На последнем этапе ребенок дифференцирует (отделяет один от другого, различает) звуки, слоги, слова и соотносит их с предметами.
В современной педагогической, психологической, дефектологической и методической литературе используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка, т. е. имеет свою фонематическую систему. Фонематическая система – это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов.
В русском языке существуют 42 фонемы: 6 гласных, характеризующиеся тремя признаками (ряд, подъем, лабиализация, и 36 согласных, имеющие пять признаков (вокальность, назализация, палатализация, место и способ образования). Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных (т. е. облеченных значением) единиц речи — слов, морфем. Так, сочетание фонем [с], [т], [у], [л] составляет слово «стул». В слове «разборчивый» фонемы [р], [а], [з] образуют приставку, фонемы [б], [о], [р] - корень, фонемы [ч], [и], [в] - суффикс и фонемы [ы], [й] - окончание.
В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ. Естественный (сенсорно-перцептивный) звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная сторона. Искусственный (интеллектуальный) звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь человека. В процессе искусственного звукового анализа осуществляются основные интеллектуальные операции: 1) определение наличия или отсутствия звуков в слове; 2) местоположение звуков в слове; 3) определение последовательности и количества звуков в слове.
Д. Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух», а искусственный – «фонематическое восприятие».
Таким образом, фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.
Некоторые игры и упражнения мы с детьми сейчас покажем.
Образовательные ситуации по формированию фонематического восприятия с дошкольниками старшей группы для детей с ОНР.
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ
Игры на определение наличия заданного звука в слове
1. Поднимите руку на заданный звук.
Логопед называет слова, например: сом, дождь, ракета, книга, сумка, нос, утка, вата, стул, тигр, картофель, лампа, песок, кусок, топор, автобус.
2. Отберите и назовите картинки, в названии которых имеется звук[н].
3. «Чудо-дерево».
Украсьте дерево игрушками в названии которых имеется звук [к].
4. Вспомнить названия овощей (фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется звук [т].
5. «Лото».
Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается и не встречается звук [п]. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Игры на вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука
1. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: Оля, Анна, Уля, Ир, Аля, Инна.
2. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
3. Отобрать картинки, названия которых заканчиваются звуком [с].
4. Отгадать загадку, найти первый звук в отгадке:
Сидит дед во сто шуб одет. Я на ветке сижу
Кто его раздевает, Букву «Ж» все твержу.
Тот слезы проливает. Зная твердо букву эту,
(Лук) Я жужжу весной и летом.
Летом снег! Просто снег! (Жук)
Снег по городу летает. Мягкие лапки,
Почему же он не тает? А в лапках царапки.
(Пух) (Кот)
Дом тенистый тесноват, Что копали из земли,
Узкий, длинный, гладкий, Жарили, варили,
В доме рядышком сидят Что в золе мы испекли,
Круглые ребятки. Ели и хвалили?
(Горох) (Картофель)
7. «Кто больше?»
Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица», на которой изображены предметы звуками [д] или [д]. После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
8. «Найди общий звук».
Взрослый называет слова (например, со звуком [с] в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.
9. «Цепочка».
Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
Определение последовательности и количества звуков в слове
1. «Живые звуки».
Взрослый предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук [с], другой – [о], третий – [к]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и взрослый приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
2. «Угадай-ка».
а. Угадать, какое слово получиться из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).
б. Угадать, какое слово получиться из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).
3. «Пирамида».
Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды - пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех
Предметные картинки: кошка, песок, сумка, маска, книга; коса, весы, мост, стул; сыр, дом, суп.
4. Отобрать картинки, в названии которых 3- 4 звука.
5. Придумать слово, в котором 4 звука.
В завершении нашего собрания хочу получить оценку эффективности нашей с детьми деятельности по формированию фонематического восприятия. Какие игры и упражнения вам понравились? Доступны ли они были детям и возможно ли их применять в домашних условиях? Что показалось не понятным и требует дополнительных разъяснений? Спасибо.