Светлана Сульдина
Семинар-тренинг «Формирование коммуникативной компетентности воспитателей «Познай себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формирование понятийных представлений о коммуникативной компетентности; рассмотрение условий эффективной коммуникации; создание в группе рабочей, психологически комфортной атмосферы.
Задачи:
- развивать чувство открытости и доверия;
- проявлять уважение к индивидуальности других;
- уметь общаться друг с другом;
- налаживать обратную связь.
Ход ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Уважаемые коллеги!
Пусть слова сверкают золотом.
И не год, не два, а целый век.
Человек не может жить иначе.
Человек – на то и человек! Э. Асадов
Публикация «Семинар-тренинг „Формирование коммуникативной компетентности воспитателей „Познай себя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Сегодня мы собрались здесь для общения. Тема нашего тренинга «Познай себя». Опишите, пожалуйста, ожидания от этой работы, свое состояние и настроение на данную минуту.
Проводиться письменная рефлексия.
Упражнение «Здравствуйте!»
Участники встают в круг и берутся за руки.
Ведущий. По утверждению древних, во время поклона часть энергии стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы обмениваемся энергией. Мы связаны не только этим, но и воздухом, которым дышим, и общими интересами. Сегодня нас здесь объединяет общение. Итак, здравствуйте!
Памятка участникам тренинга
• Не ставить себя выше или ниже других.
• Ищите и поддерживайте только хорошее.
• Не предлагайте других для участия в упражнениях.
• Слушайте задание очень внимательно.
• Не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте других.
• Активно участвуйте во всех упражнениях, играх.
• Не исправляйте и не судите говорящего.
• Будьте изобретательны и используйте творческий подход.
• Учитесь доверять нашему внутреннему чувству, когда нужно действовать.
• Будьте терпеливы и настойчивы.
• Признайте свои ошибки и старайтесь исправлять их.
• Не унижайте себя и других.
Определение коммуникативной компетентности. Выделяют два понятия — «компетенция» и «компетентность», которые взаимосвязаны. Компетенция — общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению (область знаний). Компетентность — уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции (области знаний, позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях. Понятие «компетенция» сужается до круга должностных (функциональных) полномочий, а «компетентность» — некая личностная характеристика, отражающая осведомленность, авторитетность. Определение коммуникации целесообразно рассмотреть в контексте определения понятия «общение». Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя три стороны : коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями, социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Когда говорят о коммуникации, имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками и прочим. Все это можно рассматривать как информацию. А сам процесс коммуникации есть обмен информацией. Но это не простое движение информации. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Особую роль играет значимость информации для каждого участника, потому что мы стремимся не просто «обменяться» значениями, а выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Чтобы сделать этот процесс более эффективным, необходимо обладать определенными умениями, которые и определяют коммуникативную компетентность. Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, личностное качество, формирующееся в процессе саморазвития.
Упражнение «Имена прилагательные»
Каждый участник выбирает прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, ласковая Лена). Второй сначала называет первого, затем свое имя в сочетании с прилагательным. Третий называет первых двух и себя и т. д. последний называет всех сидящих по кругу, а затем себя. Таким образом, каждый участник характеризует свои положительные качества, попадая в атмосферу положительных эмоций, и создает ее сам.
Упражнение «Какие качества привлекают меня в друзьях»
Каждый называет положительные качества друзей. На доске ведущий записывает все качества по порядку (например, умный, искренний, надежный, внимательный, порядочный, мудрый, терпеливый, игривый и т. д.). когда список составлен, се участники выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения качества, отмечая свой выбор на доске. Вырисовывается картина групповых предпочтений. Качества с большим количеством очков считаются наиболее уважаемыми, остальные располагаются по мере убывания очков. Каждый может сравнить свой выбор с обще групповым. Это способствует формированию теплого эмоционального климата в группе, выявлению групповых предпочтений.
Ведущий. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Игровое упражнение «Общение с коллегами»
Перед каждым лежат листы с цитатами. Вам дается 5 мин, чтобы прочитать и подготовить короткий комментарий к цитате.
1. «Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение».
2. «Чем больше ”балласта”, тем труднее становится общение».
3. «Чем больше Вы принимаете во внимание потребности Вашего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять Ваши собственные потребности».
4. «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».
5. «Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать».
6. «Уверенность в своих знаниях придает силу».
7. Представление о самом себе самое важное их всех представлений вообще».
8. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
9. «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
10. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
11. «Того, кому доверяют, за руку не держат».
12. «Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово - СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ».
Можно предложить одну и ту же цитату нескольким воспитателям и услышать различные комментарии.
Игра- перевоплощение «Если бы я была…»
Каждый участник выбирает себе какой-нибудь предмет (стол, конфета и т. п., воображает себя этим предметом, ощущая его «характер». Участник говорит от лица этого предмета о том, что его окружает, что он чувствует, о его заботах, пристрастиях, о его прошлом и будущем.
Упражнение «Что нас объединяет?»
Каждый участник произносит одну фразу и заканчивает ее по своему, исходя из своих ощущений (способствует развитию самоанализа, сплочению коллектива.)
Упражнение «Мои ресурсы…»
Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации».
Итоговая рефлексия.
Процесс коммуникации, обмена информацией, общения — очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем, друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применить определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Если и задумываемся, не всегда получается. Часто мы владеем определенными знаниями, отрабатываем в тренинговых группах, например, приемы активного и пассивного слушания, а на практике забываем об этом или просто не желаем этого делать. А это значит, что тема формирования коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах: незнание, знание, применение знаний.
Литература:
1. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М. : Эксмо, 2008 г.
2. Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. — М., 2002.
3. Прутченков А. С. «Тренинг личностного роста». Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993.
4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. — М. : Генезис, 2000.