Юлия Веревкина
Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога при взаимодействии с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение способов наилучшего взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1) Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении
2) Осознание невербальных приемов при установлении контакта
3) Развитие способности педагога общаться с ребенком избегая негативной оценки его поведения, используя технику «Я-сообщения», «Я-высказывания»
4) Отработка навыка внимательного слушания собеседника посредством техник активного, пассивного и эмпатийного слушания в зависимости от переживаний ребенка.
5) Рассмотрение возможности снижения напряжения ребенка при использовании элементов телесной терапии.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Повышение коммуникативной компетентности педагога при взаимодействии с ребенком“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, опросник «Оценка уровня общительности педагога» (по В. Ф. Ряховскому, ручки, листы бумаги, ситуации для обыгрывания к упражнению «Я-сообщение», «Я-высказывание», текст к упражнению «Испорченный телефон».
Количество участников: 10-15.
Продолжительность: 1,5 часа.
Ход семинара-практикума
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Вступительное слово педагога-психолога. Приветствие.
Педагог-психолог: Я рада приветствовать всех собравшихся. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет эффективность общения и взаимодействия между педагогом и ребенком. Изменения в системе дошкольного образования предъявляют особые требования к личности педагога, уровню его компетентности в различных областях. Выделение социально-коммуникативного развития как отдельной образовательной области повышает значимость общения между педагогом и ребенком. Так как ведущая роль в таком общении принадлежит педагогу, ему необходимо иметь практические коммуникативные навыки, необходимые для развития взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, повышения его социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости. Сегодня мы постараемся проанализировать неблагоприятные ситуации, возникающие при общении с ребенком, научиться лучше понимать чувства ребенка и его поступки, и рассмотрим способы более конструктивного взаимодействия с дошкольником.
2. Упражнение «Рукопожатие или поклон»
Цель: создание положительного настроя у участников, раскрепощение.
Инструкция: Участникам предлагается образовать круг и разделиться на две равные части: «европейцев» и «японцев». Далее каждому из участников предлагается пройти по кругу и поздоровается со всеми своим способом: европейцы» пожимают руку, а «японцы» кланяются. После выполнения упражнения участники садятся на свои места.
3. Игра «Поменяйтесь местами»
Цель: снятие напряжения, включение в работу.
Инструкция: участникам необходимо поменяться местами с коллегами по команде педагога-психолога в зависимости от личных особенностей, увлечений и особенностей профессиональной деятельности.
Педагог-психолог: Предлагаю поменяться местами тем, кто носит брюки, любит яблоки, любит петь, разгадывать кроссворды и т. д. Теперь условия игры будут касаться особенностей профессиональной деятельности участников. Поменяйтесь местами те, кто работает всю жизнь в одном учреждении, работает в настоящее время по новой программе, любит свою работу, работает педагогом более 10 лет, мечтал быть педагогом с детства и т. д.
4. Притча «Страшный сон»
Педагог-психолог: Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
5. Самооценка коммуникативных навыков и умений
Участникам предлагается оценить уровень своего коммуникативного мастерства с помощью теста В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности педагога»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Педагог-психолог: Мы рассмотрим некоторые приемы, позволяющие повысить эффективность педагогического общения.
6. Упражнение «Найди свою пару»
Цель: осознание невербальных приемов при установлении контакта.
Педагог-психолог: В процессе общения важное значение имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации – жестами, мимикой, пантомимикой, оттенками голоса, контактом глаз, прикосновением.
Инструкция: ведущий раздает участникам карточки с названиями животных, которые повторяются на двух карточках. Надпись на карточке должен видеть только тот участник, который ее получил. Задача каждого – найти свою пару. Нельзя говорить и издавать характерные звуки животного. Можно пользоваться любыми невербальными средствами, но все нужно делать молча. Если участники найдут свою пару, необходимо продолжать молчать, не переговариваясь. Обсуждение результатов начнется, когда будут сформированы все пары.
После окончания упражнения ведущий задает вопросы каждой паре: «Кто вы? Поделитесь впечатлениями, как вы находили пару?», «Испытывали ли вы трудности в общении (невербальном?»
7. Упражнение «Я-сообщение», «Я-высказывание»
Цель: отработка участниками данного метода
Педагог-психолог: Не менее важным является умение говорить. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со стороны другого человека, особенно если указываем ему, что он должен делать и чего не должен. Если вместо этого объяснить, как данная ситуация представляется нам, то это станет началом конструктивного разговора о возможностях изменения ситуации.
Инструкция: Упражнение предполагает выполнение ряда заданий. Предварительно участникам показывается схема Я-высказывания.
Задание 1. «Выбери правильный ответ». Педагог-психолог предлагает подобрать к предложенным ситуациям наиболее подходящий ответ из предложенных и обосновать свой выбор.
Ситуация А. Вы зовете ребенка обедать, а он отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться. Ваши слова:
1) «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
2) «Я начинаю сердиться, когда приходиться говорить одно и то же».
3) «Меня сердит, когда ты не слушаешься»
Ситуация Б. У вас важный разговор с коллегой. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:
1) «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают»
2) «Не мешай!»
3) «Ты не можешь заняться чем-то другим?»
Ситуация В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешенное чувство обиды и раздражения. Ваши слова:
1) «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2) «Уберите за собой посуду»
3) «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».
Задание 2. Составь «Я-высказывание», «Ты-высказывание». Участники делятся на подгруппы, им предлагаются ситуации для составления разных видов высказываний и последующего их сравнения.
Ситуация 1. Ребенок поел и оставил тарелку на столе.
Ситуация 2. У ребенка в дневнике очередное замечание от классного руководителя о плохом поведении.
Ситуация 3. Воспитатель объясняет, как делать поделку, ребенок в это время разговаривает.
8. Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: осознание изменения информации в процессе общения и, следовательно, важности внимательного слушания собеседника.
Педагог-психолог: Умение слушать тоже является одним из главных составляющих эффективного взаимодействия людей. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
Инструкция: Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передает его по цепочке. Вызывают пятерых добровольцев. Участники выходят за дверь и по приглашению педагога-психолога входят в зал по одному. Каждому водящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание».
9. Упражнение «Торт»
Цель: снятие напряжения, релаксация.
Педагог-психолог: В общении с детьми важно использовать элементы телесной терапии, такие как поглаживание, дружелюбное или ободряющее прикосновение. Можно обнять ребенка при встрече (особенно это важно для малышей) или взять на руки. Это благоприятно влияет на детей и укрепляет ваши отношения, ведь телесный контакт возможен только при условии взаимного доверия и расположения.
Инструкция: Ведущий выбирает одного участника и предлагает лечь на ковер: «Сейчас мы будем печь торт». Каждый из остальных участников представляет собой одну из составных частей: «муку», «сахар», «молоко». Сначала нужно замесить тесто. Нужна «мука» - руками посыпает тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь «молоко» - разливается руками по телу, поглаживая его. Необходим «сахар» - посыпает тело, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. А теперь тесто кладется в печь и поднимается – тесто и все составляющие дышат. Наконец тесто испеклось…
10. Заключительное слово.
Педагог-психолог: Важно помнить, что воспитание ребенка это двусторонний процесс, в котором взрослые открывают в себе новые личностные ресурсы, а дети выбирают свой собственный путь, ориентируясь в многообразии воспитательных воздействий. Неверное слово или действие прозвенит звоночком в будущем ребенка. Выбор за вами! Всего вам доброго!