Наталья Чебанова
Семинар «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность»
Цель: обогащение представлений педагогов о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить педагогов с особенностями сенсорного развития детей 2-4 лет; активизировать педагогический опыт педагогов по теме семинара; способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Публикация «Семинар „Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Материал: волшебный мешочек, 2 игрушки, схемы.
План проведения семинара:[/u]
1. Вступительный этап:
- разминка;
- создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
- содержание и методы сенсорного развития;
- опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
- выполнение заданий в мини-группах;
3. Решение.
Ход семинара[/b]
1. Вступительный этап – старший воспитатель.
Разминка:
Педагоги выходят по одному и вытягивают из «волшебного мешочка» геометрические фигуры. Кто вытянул треугольники, те в первой команде, а кто – кружочки, те во второй.
Каждая группа получает лист с заданием (приложение 1). Задание: коллективно найти ответ на вопрос «Какова форма познания у детей 2-4 лет?». В течение 2-3 минут члены групп проводят коллективное изучение предложенной информации и дают ответ на заданный вопрос. Для пояснения используется схема.
Психологи доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Так, по мнению доктора психологических наук Л. Венгера, «руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения».
К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять её в определённое русло. Но вместе с тем воспитателям и родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.
Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
И сделать это можно, умело руководя обычными для малышей видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.
И если вы помните, в ФГОС ДО прописаны виды деятельности и ведущими для детей 2- 4 лет являются предметная и игровая.
В ООП младших групп основным является сенсорное развитие. Возраст от 2 до 4 лет – наиболее благоприятный (сензитивный) период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Правильное восприятие формы, величины, цвета и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Создание проблемной ситуации:
Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «волшебном мешочке».
Содержание и методы сенсорного развития
(Открывается схема, на которой изображены все пять органов чувств (глаз – зрение, ухо – слух, язык – вкус, нос – обоняние, рука – осязание).
Познание неизвестного объекта мы проведём с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приёмами сенсорного развития детей младшего возраста: зрения (цвет, форма, величина); осязания (вес, фактура, температура); обоняния (запахи); слуха (звуки); вкуса.
Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста (представляет опытный воспитатель).
Выполнение заданий в мини-группах:
Чтобы закрепить все то, о чем было сказано выше, я предлагаю выполнить несколько заданий:
№ 1. Творческое задание «Передай по кругу»:
Придумайте и запишите действия, которые можно совершать с этим материалом для выявления его свойств.
Воспитатели пишут, какие действия можно совершать с этим материалом для выявления его свойств, и передают лист другой группе, а сами дописывают свои варианты на листе, которые им передала другая группа.
№2. «Кто быстрее?»
Каждой команде на подносах даются по 2 разобранных комплекта матрёшек. Кто быстрее соберет матрёшек, тот получает фишку.
№3.
Какая из команд больше напишет предметов окружающей среды (действительности, похожих на эталоны формы: круг и квадрат.
Приложение 1
Познание осуществляется в двух основных формах:
Чувственное познание
Окружающие предметы воздействуют на все наши органы чувств. Мы их ощущаем, воспринимаем и представляем. Путем чувственного познания мы познаем отдельные предметы.
Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств красного, темного, гладкого и др.).
Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образ автобуса).
Ощущения и восприятие становится основой для формирования представлений.
Представления – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемый, но воспринимаемый ранее в той или иной форме.
Представления могут быть воспроизводящими (образ знакомых предметов, которые мы сейчас не видим) и творческими, в т. ч. фантастическими.
Абстрактное мышление
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятия – это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов (т. е. отличительные признаки, присущие только предметам, входящим в этот класс, например: птицы – перо, яйцо, крылья; млекопитающие – выкармливание детенышей молоком, четыре конечности.
Суждения – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках, отношениях.
Суждения выражаются в форме повествовательного предложения («Все ужи пресмыкающиеся». «Десять больше трёх»).
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений, поставленных во взаимную связь, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключения. Например, посылки: «Все рыбы дышат жабрами», «Все окуни – рыбы». Умозаключение: «Все окуни дышат жабрами».