Ольга Дикарёва
Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Психологи, педагоги-практики начинают видеть и осознавать результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что игра в театр происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Система работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• создание условий для развития театрализовано- игровой деятельности дошкольников;
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координация работы со специалистами и социальными партнёрами города.
Условия для развития театрализовано- игровой деятельности дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении созданы необходимые условия для театрализовано-игровой деятельности детей.
Макро среда дошкольного учреждения - это театральная студия «Солнышко», в которой дети занимаются со средней группе:
*театральный зал включает в себя
- сцену с кулисами и задником для декорации,
- зрительный зал с затемнением и местами для зрителей под интерьер театра,
- ширмы для кукольных спектаклей (стационарная и передвижная)
*гримёрная – костюмерная
- гардеробную для хранения костюмов, бутафории и атрибутов
- место для обучения созданию грима и работы над эмоциями у зеркала
- стеллажи для хранения разных видов театра
Микро среда детского сада - центр театрализовано–игровой деятельности в группе, который соответствует возрастным особенностям детей.
*различные виды театров : настольный, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, книжки- театры;
* реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы, костюмы, элементы костюмов, маски;
* атрибуты для игровых позиций: грим, декорации, книги, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Содержание направлено на развитие театрализовано-игровой деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к миру театра.
Организация образовательного процесса.
Средний возраст дошкольников называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети тяготеют к рифме, осваивают умение строить высказывания.
Главное направление развития речи 5-го года жизни - это освоение связной диалогической речи.
Задачи:
1)в области языкового развития :
- развитие речевого внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей.
2)в области связной речи :
- налаживание игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками;
- умение общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственной воспринимаемой ситуации.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей :
–НОД
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий. Таким образом основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность.
-Совместная деятельность в ходе режимных моментов организуется в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей.
2. Блок – самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата.
Основные направления работы с детьми :
*Театральная игра.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог; развивать способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение. Игровые этюды «Угадай, что я делаю»,психологические тренинги «Я солнышко», «Я тучка»
*Ритмопластика.
Задачи: развивать умение реагировать на команду, муз. сигнал, развивать координацию движений, запоминать позы и образно передавать их.
Игры и игровые упражнения: «Выполни команду», «Море волнуется раз.», «Кто что умеет делать».
*Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию речи, пополнять словарный запас.
* Дикция отрабатывается с помощью:
- шуток- чистоговорок, потешек, поговорок;
- упражнений на договаривание слогов, называние слов.
* Речевой слух: игры на местонахождение звучащего предмета, узнавание друг друга по голосу; упражнения в произнесении звуков и слов с разной громкостью, в различном темпе.
Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать короткие, хорошо знакомые сказки: «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. (в течение квартала планируем одну сказку).
Критерии в подборе сказки:
- доступность;
- ярко выраженная социальная норма (лучше парная);
- возможность обыграть сюжет;
- наличие диалога в тексте;
-предпочтение сказкам, персонажи, которых животные.
Методические приё мы:
- анализ сказки с точки зрения поведения персонажей;
- выделение героев с различными чертами характера;
- проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни);
-развивающие и словесные игры;
- рисование и раскрашивание;
- использование элементов психогимнастики;
- игровые упражнения, обучающие ребёнка различать и называть
основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и эмоциями.
Проблему развитию речи детей невозможно решить без активного участия родителей.
Взаимодействие с родителями осуществляется через совместные творческие дела, такие как:
• Создание рисунков «Поход в театр с родителями», «Наши творческие увлечения»;
• Декоративно-оформительская деятельность при подготовке к театральным представлениям;
• Подготовка презентаций семейных коллекций, творческих увлечений («Бабушкин сундук», «Кукольная мастерская»);
• Совместные экскурсии;
• Разработка методических рекомендаций в помощь родителям (памяток «О чём говорить с детьми после посещения театра?», «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики» и д. р.);
• Организация и проведение совместных детско- родительских праздников и викторин («Знатоки театрального искусства : что, где, когда и как?», «Чаепитие в сказочном лесу» с участием родителей в качестве театральных героев)
Данная система работы показала, что театрализовано-игровая деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос.