Людмила Тумайкина
Семинар-практикум «Знакомим дошкольников с миром пернатых. Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическом воспитанием»
▼ Скачать
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.
Задачи:
1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные родного края);
2. Умение использовать полученные знания по природе родного края в разных видах деятельности;
3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
Публикация «Семинар-практикум „Знакомим дошкольников с миром пернатых, Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическом воспитанием“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
5.
План семинара-практикума :
1. Экологический тренинг для педагогов.
1. Представление названия команды.
2. Разминка.
3. Блиц – конкурс «Дай правильный ответ».
4. Решение педагогических ситуаций
5. Экологический кроссворд.
6. Игра «Угадай по пантомиме».
7. Творческий конкурс.
8. «Экологические пространства» в группах. (памятки)
9. Материалы для работы с родителями. (памятки).
2. Итоги.
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим для вас семинар-практикум на тему : «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края».
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе родного края.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Наш семинар проводится в форме конкурса. Каждое конкурсное задание оценивается жюри. За каждый оригинальный и правильный ответ жюри вручает балл. В конце подводится общий итог. Представляем вам членов жюри:
1. Для того, чтобы нам с вами было удобно общаться, предлагаем разделиться на две команды, посовещаться, придумать название команде и представить ее. (Звучит музыка, педагоги выполняют задание).
Итак, в нашем семинаре участвуют команды :
2. Разминка.
• И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
• Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
• Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
• Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
• Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
• Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п.).
• Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
( Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
• Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
• Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.)
• Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)
• Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
• Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.)
• Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
• Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
• Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
•
3. Предлагаю вам небольшой блиц – конкурс «Дай правильный ответ».
1. Трава от 99 болезней? (зверобой).
2. Какой цветок цветёт без листьев? (Мать и мачеха).
3. Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (воробьи, овсянки).
4. Разноцветные грибы? (сыроежки).
5. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина).
6. Какая птица летает выше всех (орёл).
7. У кого растут зубы каждый день? (у бобра, зайца).
8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка).
9. Чем стрекочет кузнечик (ногой об крыло).
10. У какого дерева ствол белый (береза).
11. Что теряет лось каждую зиму? (рога).
12. Какое дерево цветёт в наших краях последним (липа).
4. Решение педагогических ситуаций.
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут
.
I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?
4. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Алеша увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно её рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем её название».
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мать?
2. Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
3. Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд.
1. Крупная птица с размахом крыла до 3 м, бледно-серого цвета, с большим клювом и горловым мешком, питается исключительно рыбой. (Пеликан).
2. Крупное стройное животное отряда парнокопытных с большими раскидистыми рогами. (Олень).
3. Крупное животное ярко-рыжим мехом и длинным хвостом. (Лиса).
4. Крупная сравнительно толстая змея с окраской красного и желтого цвета, семейство- гадюковые. (Кавказская гадюка).
5. Крупная птица серо-белого цвета с длинными ногами и большим клювом, живёт в камышах и питается лягушками и рыбой. (Цапля).
6. Игра «Угадай по пантомиме».
Каждой команде предлагается с помощью пластики, мимики и жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.
Сорока. Индюк. Белка. Лиса. Медведь. Заяц.
7. Творческое задание «Поэтический конкурс»,
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо назвать пословицы и поговорки о природе, рассказать одну экологическую сказку.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Увидел грача – весну встречай.
3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Любишь кататься – люби и саночки возить.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
7. Яблоко от яблони недалеко падает
.
8. Музыкальный конкурс.
Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)
Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.