Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»

Елена Ивановна Гуцул
Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель семинара :

ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.

Задачи:

-совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

-в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах

-развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

-повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Теоретическая часть.

Связная речьвысшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к школе.

Речь считается связной, если для неё характерны:

-содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);

-точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний наиболее подходящих к данному содержанию);

-логичность (последовательное изложение мыслей);

-ясность (понятность для окружающих);

-правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозит развитие связной речи.

Грамматический строй речи – это наука, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи.

Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в

выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.

Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Практическая часть.

Участники семинара-практикума, делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Командам представляется жюри: учитель-логопед и старший воспитатель ДОУ. Каждый конкурс оценивается от одного до трёх баллов.

I. Развитие артикуляционной моторики.

Ведущий (учитель-логопед) предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику «Денискина зарядка» (Слайд)

Конкурс 1

Знание органов артикуляции.

Ведущий задаёт командам вопросы по очереди.

- Назовите главный артикуляционный орган (язык)

- Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).

- Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

Знание артикуляционных упражнений.

Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Заборчик», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Чистим зубы», «Грибок», «Чашечка», «Маляр», «Барабан»)

Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.

II. Пальчиковая гимнастика.

Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

III. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Называние слов на заданные звуки.

Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) - нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.

Придумывание рифмы к словам.

Представители команд выходят к мольберту, на котором - перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка - окошко, улитка - калитка, корзина - картина, жучок – паучок, погремушкаватрушка, почкакочка, дочка, точка, звездаборозда, тамада, глазабирюза, стрекоза.

Подбор слов к трёхзвуковым схемам.

Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным).

Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. ( примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).

Подбор слов с наибольшим количеством букв.

Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.

Определение места звука в словах (динамическая пауза).

Участникам команд даё тся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.

Шутки — минутки. Участникам семинара зачитываются строчки из стихов, в которых намеренно заменены буквы в словах. Педагоги на слух находят ошибку в стихотворении и исправляют её :

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка,

Улети на небо,

Принеси мне хлеба.

IV. Грамматический строй речи

Задание 1. Игра: «Похожие слова»

Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком - вагон.

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание 2: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Задание 3. Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Хочу уменьшить зиму, увеличить лето.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Задание 4. Играсоревнование: «Кто больше придумает родственных слов?»

1 команда –от слова хлеб

2 команда – от слова Родина.

Задание 5. Игра «Нелепицы»

Педагогам раздаются черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание: найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.

Y. Связная речь

Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

Карточка № 1.

1. Продолжить пословицы:

- С волками жить. (по-волчьи выть)

- С миру по нитке. (голому рубаха)

- Всяк сверчок. (знай свой шесток)

- Дружба крепка не лестью, а (правдой и честью)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.

- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.

- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Старость – тяжелая плата. (Старость – не радость)

- Слишком много — вредно для здоровья. (Что не в меру, то во вред)

4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.

- Друг дороже денег.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.

- Друзья познаются в беде.

- Старый друг лучше новых двух.

Карточка № 2.

1. Продолжить пословицы:

- Двое пашут -. (а семеро руками машут)

- Кончил дело -. (гуляй смело)

- Гром не грянет -. (мужик не перекрестится)

- Гору разрушает ветер,. (людскую дружбу – слова)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) Слово - серебро, а молчание - золото.

- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.

- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Всяк купец свой товар хвалит. (Всяк кулик своё болото хвалит)

- И у искусного ткача хоть раз да порвется нить. (И на старуху бывает проруха)

4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.

- Человек славен трудом.

- Терпение и труд всё перетрут.

- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

- Труд человека кормит, лень портит.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Каков работник, такова ему и плата.

Мнемотехника

Задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:

1 команда:

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки

Ромашки, ромашки, будто луговые

Ромашки, ромашки словно как живые.

2 команда:

Мы купили кошке,

К празднику – сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать,

Хвостик некуда девать.

Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.

Публикации по теме:

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений» Семинар для педагогов ДОУ по теме: «Развитие речи дошкольников через активизацию познавательных и интеллектуальных способностей посредством.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для педагогов «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей дошкольников» Цель семинара-практикума: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому.

Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников»Цель: расширение арсенала методов выхода из ситуаций, когда ребёнок.

Семинар-практикум для педагогов «ФЭМП дошкольников с помощью дидактических игр» Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять,.

Презентация «Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас сегодня на семинаре-практикуме, тема которого звучит так – «Развитие речи детей.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте-основа, фундамент для ребёнка» Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка» МКДОУ Облепихинский детский сад Воспитатель.

Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО» Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных.

Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами «Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ» Подготовили: педагоги – психологи Мурзина О. П. педагог - психолог Гончарук С. Ю. Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков.

Семинар-практикум в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей» ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ» Чумакова Елена Станиславовна Вступительное слово Значение речи в жизни людей огромно. Речь.

Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»
Опубликовано: 22 марта 2018 в 11:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Гуцул в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД