Нина Михеева
Семинар практикум для родителей по развитию речи «Растем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Растем вместе» для родителей в рамках клуба «СемьЯ»
Цель:Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
Истинно хорошие родители растут и меняются вместе с ребенком, пре-доставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или период развития. А вопрос этот очень непростой.
Публикация «Семинар практикум для родителей по развитию речи „Растем вместе“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Найти баланс между заботой и гиперопекой, предоставлением сво-боды и игнорированием, помогать ребенку, осознавать границы и нормы допустимого, но выставлять только разумные ограничения — мечта каждого хорошего родителя. Плохо, когда потребности ребенка не удовлетворяются, но опасно, когда он привыкает к тому, что любое желание исполняется мгновенно; жесткие нормы и запреты мешают развитию уверенности, а их отсутствие приводит к вседозволенности. Если мы не ставим перед ребенком серьезные цели и задачи, мы препятствуем его развитию, но завышение планки может привести к срывам.
Самостоятельность и ответственность не вырастают на неподготовленной почве. И в каждом возрасте есть свои зоны ответственности ребенка. Сферы жизни, в которых он может сам решать, как ему поступать, и пробовать свои силы.
Принять тот факт, что наш ребенок — не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать решения и совершать выборы, могут лишь те родители, которые ценят и свою свободу, дорожат своей самостоятельностью. Принесение своей жизни в жертву ребенку рано или поздно оборачивается сложностями для обеих сторон или хотя бы одной из них. Снова и снова повторим, что в разные периоды жизни ребенка он в различной степени нуждается в нашем внимании и заботе. Но безраздельное и безграничное внимание нужно, пожалуй, только младенцу. По мере взросления сфера интересов и круг общения ребенка расширяются.
Если рассматривать период жизни ребенка, который ходит в детский сад здесь общение взрослых с ребенком происходит в основном в игровой форме.
Игра — это, пожалуй, самое любимое занятие детей.
Она является хорошим способом увлечь ребёнка и дать ему определенные представления.
- Необходимо сказать, что все игры, в которые играют наши дети, несут развивающую и обучающую функцию. В подвижных, сюжетных, театрализованных играх развиваются все психические процессы детей: память, мышление, воображение, внимание, речь детей.
Ко всему сказанному игры выполняют коммуникативную функцию: они помогают ребенку легче вступить в контакт с другими детьми, учат играть вместе, рядом, то есть уметь учитывать интересы другого, распределять роли, уметь решать конфликты.
Велика роль игры и эмоциональном развитии ребенка. Участвуя в игре, ребенок получает набор позитивных эмоций, радость от общения, удовольствие от того, что у него что-то получилось. И даже если ребенок чем-то огорчен, это тоже хорошо. Это тоже эмоции, может и не всегда положительные.
Отдельно хочется сказать о дидактических играх. Это большая игровая область. Это и игры словесные, настольные, игры-задания и прочие. есть игры на развитие внимания, есть игры на воображение. Сегодня мы хотим предложить вам несколько игр, не сложных в которые с удовольствием играют ваши дети.
Например, игра «Назови ласково»
Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Я буду называть вам слово, а вы назовите его ласково.
Образуем слова с суффиксом -ик-
Куст-кустик
Лист-листик
Сад-садик
Дом-домик
Гвоздь-гвоздик
Таз-тазик
А сейчас будем словообразовывать ласкательные собственные имена
Аня-Анечка
Ваня-Ванечка
Лена-Леночка
Коля-Коленька
Даша-Дашенька
Оля-Олечка
Игра «Чьи хвосты?» поможет нам образовывать притяжательные прилагательные.
Хвост собаки — собачий.
Хвост кошки — кошачий.
Хвост коровы — коровий.
Хвост лошади — лошадиный.
хвост волка - волчий.
хвост лисы - лисий.
ПАМЯТКА 1
Условия успешного речевого развития.
1. Создаем условия для развития речи детей в общении
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- побуждать детей к речевому общению между собой.
2. Взрослые задают детям образцы правильной литературной речи :
- речь взрослого четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Взрослые обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями :
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Взрослые обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей :
- обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру ;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Взрослые создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи :
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Взрослые развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей :
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
Памятка 2
Хорошие родители :
любят и принимают своего ребенка таким, какой он есть;
помогают ребенку понимать и структурировать мир, обозначая границы приемлемого и недопустимого поведения;
всегда последовательны, согласованны в своих действиях, за-претах и разрешениях;
готовы учиться слышать и понимать ребенка;
растут вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми на разных этапах развития стоят разные задачи; ценят и уважают свою уникальность, свободу и развитии.