Селезнева Тамара
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи с использованием моделей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Развитие речи с использованием моделей»
Цель: ознакомление законных представителей воспитанников с методом наглядного моделирования и приёмами его использования при работе с детьми
Задачи: раскрыть понятия «Метод наглядного моделирования», «Мнемотехника»; познакомить с различными вариантами использования данного метода при организации образовательного процесса с детьми.
Ход мероприятия
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие речи с использованием моделей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Приветствие, вступительное слово, теоретическая часть
Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение засыпавшее дом богач и гостей пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и культура речевого общения. Развитие речи – это не только умение правильно строить предложения. Ребенок должен уметь рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком - то событии, явлении о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Однако как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме уровень речевого развития воспитанников недостаточен.
Наглядность - один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего образовательного процесса.
Практика и поиск новых путей повышения результативности работы позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития детей – метод наглядного моделирования или мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.
Ребенок-дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с воспитанниками состоит в том, что:
1. Ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для них характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью
3. Применяя графическую аналогию - умение видеть главное, систематизировать полученные представления.
2. Практическая часть
- А сейчас, хотим предложить Вам, уважаемые родители выполнить несколько заданий, в которых используется метод наглядного моделирования. На столах у Вас лежат карандаши, ножницы, журналы, картинки, которые необходимы для дальнейшей работы, если вы не обладаем художественными способностями и вам сложно нарисовать понятный рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками.
1. Упражнение «Рисуем слова» (родители рисуют схематично называемые педагогом слова): ВОДА, ЯБЛОКО, СОЛНЦЕ, ЯЩИК, ШОКОЛАД, КУРИЦА, ЗАБОР, ОВЦА, ДОЖДЬ
2. Упражнение «Прочитай текст, заменяя картинки словами»
3. Упражнение «Автоматизация звуков в словах»
4. Упражнение «Опиши предмет по схеме»
5. Упражнение «Соотнеси схему с текстом загадки»
6. Упражнение «Сказка»
3. Заключительная часть
Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию.
Введение метода наглядного моделирования в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования данного метода дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.