Анжелла Шепенева
Семинар-практикум с педагогами ДОУ «4 к в образовании — наш выбор!»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум с педагогами ДОУ
«4К в образовании – наш выбор!»
ТЕМА: 4К в образовании – наш выбор!
ЦЕЛЬ: способствовать формированию профессионально-личностных компетенций педагогов ДОУ.
ЗАДАЧИ:
• Развивать креативность и критическое мышление, навыки коммуникации, умение работать в команде.
• Способствовать рефлексии собственной деятельности.
Публикация «Семинар-практикум с педагогами ДОУ „4 к в образовании — наш выбор!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Оборудование: флип-чат, маркеры, распечатанные на листе А4 измерительные шкалы по 4 штуки с каждой стороны листа, с одной стороны «ДО», с другой стороны «ПОСЛЕ» (шкалы «коммуникация», «критическое мышление», «кооперация», «креативность») – по количеству педагогов.
Ход.
1. Мотивационный этап.
Добрый день, уважаемые коллеги, тему нашей встречи вы видите на экране. Назовите слова-ассоциации, которые вам приходят в голову по поводу первой части нашей темы (ответы педагогов). Что такое 4К в образовании?
ЗАПИСАТЬ НА ФЛИП-ЧАТЕ. Обобщение.
Как вы считаете, зачем вам это надо? Надо ли? Диагностиками каждой из этих компетенций я, к сожалению, не владею, предлагаю вам в соответствии со своими ощущениями определить уровень развития каждой из компетенции по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 – это уровень совершенно не развитой компетенции, а 10 – это наивысший бал развития той или иной компетенции. Возьмите листы со шкалами, со стороны листа, где написано «ДО» сделайте отметки, любым удобным для вас способом. Запомните свой лист, отложите его в сторону.
2. Основной этап.
Итак, уважаемые коллеги, дело в том, что именно сегодня мы ограничены во времени и сможем прокачать только 2 компетенции. Сейчас вам необходимо решить, с какими же двумя компетенциями мы сегодня будем работать. Какое примем решение? (обсуждение педагогов)
Отлично, я принимаю ваше решение, напомните, как вы пришли именно к этому результату? (обобщение процесса договора).
Что такое КРЕАТИВНОСТЬ.
Упражнение «Формализм в искусстве» Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один человек из каждой пары получает карточку с несложным изображением и рассказывает партнеру о том, что на ней нарисовано. При этом можно использовать только названия геометрических фигур и слова — указания на расположение («выше», «ниже» и т. п.). Задача партнера (которому оригинальное изображение не показывается) — руководствуясь этим словесным описанием, нарисовать то, что, как он представляет, изображено на оригинальной карточке (4-6 мин). Когда рисование завершено, партнеры показывают друг другу изображения и сравнивают их.
В упражнении моделируется ситуация, когда искусственно сужается канал передачи информации с помощью слов, поэтому тому партнеру, который рассказывает, приходится подбирать нетривиальные ассоциации, а тому, кто рисует, — действовать в ситуации с высокой степенью неопределенности, пытаясь при этом реконструировать позицию партнера. Помимо развития креативности, упражнение является хорошим способом совершенствования навыков взаимопонимания.
Обсуждение. Сначала обсуждение выполняется в парах: участники, сравнивая оригинальные изображения и получившиеся копии, конкретизируют, какую часть информации удалось передать адекватно и что этому способствовало, а где возникли ошибки и что послужило их причиной. Вторая часть обсуждения происходит в общей группе: каждого участника просят поделиться теми выводами, которые он сделал для себя в процессе выполнения этого упражнения.
Что такое КОММУНИКАЦИЯ. Коммуникация – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, с целью обмена информацией. Коммуникативное общение происходит как посредством вербального (речь, так и посредством невербального общения (образы, жесты, мимика и т. д.).
Коммуникативные навыки – это навыки общения, взаимодействия людей друг с другом. Сюда относится умение слушать, слышать собеседника, понимать, поддерживать; а также способность устанавливать приятные, долгосрочные связи.
Упражнение «Упрямая сороконожка»
Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами — наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. Правила игры: На протяжении первого этапа игры нельзя общаться — разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне.
По команде каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и остаться там не менее 3 с. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.
Завершая объяснение правил, еще раз напоминаю о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, продвижение группы останавливается до полного восстановления живого кольца. (Затраченное
время включается в общее время игры и, безусловно, ухудшает результат.)
Если не возникает вопросов, то командой «Старт!» можно начинать игру.
Когда ведущий получил от команды сообщение, что каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат — сколько времени заняло выполнение групповой задачи.
- Переходим ко второму этапу. Здесь те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию. Проводится второй этап, по завершении которого тренер вновь объявляет команде результат.
Завершение: обсуждение игры.
- Что вам понравилось в игре?
- Что вызвало затруднения?
- Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?
- Можете ли вы припомнить жизненные ситуации, которые вызывали бы у вас сходные эмоции?
Кто готов поделиться своей историей с группой?
Что же такое КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Критически мыслящий человек скрупулезно проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А еще он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованны и непредвзяты.
Упражнение «Точки компаса»
Что делаем: Размышляем над идеей/темой/событием/предметом с четырех точек зрения – точек компаса.
Чему учимся:
• размышлять над темой разносторонне;
• распознавать многогранность тем;
• исследовать разные точки зрения и варианты действия.
Инструкция:
1. Выберите тему для исследования (техномир – развитие без границ).
2. Нарисуйте форму для ответов в виде компаса и четырех сторон света (см. изображение).
3. Запишите ответы на вопросы около сторон света:
В – интерес – Что интересует в выбранной теме? В чём её преимущества, достоинства?
З – беспокойство – Что беспокоит в выбранной теме? В чём ее недостатки, загадки, обратная сторона?
С – нужды – Что еще нужно узнать об этой теме?
Ю – позиция и шаги – Какова ваша позиция и мнение о выбранной теме? Какие шаги по продвижению вы можете предложить?
Подведите итог упражнению: как изменилось ваше отношение к выбранной теме, что самое важное вы узнали.
Что же такое КООПЕРАЦИЯ умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде для достижения общей цели.
Упражнение «Упрямая сороконожка».
4. Рефлексивный этап.
Уважаемые коллеги, время нашей встречи подходит к завершению. Предлагаю вам в соответствии со своими ощущениями определить уровень развития каждой из компетенции по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 – это уровень совершенно не развитой компетенции, а 10 – это наивысший бал развития той или иной компетенции. Возьмите листы со шкалами, со стороны листа, где написано «ПОСЛЕ» сделайте отметки, любым удобным для вас способом. Сравните с листом «ДО». Изменились ли показатели? Что хочется сказать, сделать? Как изменится Ваша профессиональная деятельность с изменением уровня ваших компетенций? (ответы педагогов)
Спасибо за встречу.