Ирина Барулина
Коммуникативные игры и упражнения в период адаптации ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные игры и упражнения в период адаптации
Цель:
Помочь детям легче адаптироваться к новым условиям детского сада, научить их взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также создать атмосферу дружелюбия и комфорта.
Игры и упражнения для периода адаптации
1. Игра «Поздороваемся ладошками»
Цель: Снять напряжение, создать эмоционально положительный настрой.
Ход игры:
Воспитатель говорит:
— Давайте поздороваемся не словами, а ладошками! Подойдите друг к другу, соприкоснитесь ладошками и скажите: «Привет, я рад тебя видеть!»
(Дети парами обмениваются жестами и словами, если не готовы, можно просто приветствовать ладошкой.)
2. Упражнение «Как зовут?»
Цель: Закрепить знание имён детей, развить чувство групповой принадлежности.
Ход:
• Дети садятся в круг.
• Воспитатель начинает:
— Меня зовут Мария Ивановна, а тебя?
• Мяч передается следующему ребенку, который отвечает и называет имя соседа.
3. Игра «Найди такого же»
Цель: Развивать способность находить общие черты между детьми, учить взаимодействию.
Ход:
• Воспитатель:
— Посмотрите на свои одежды. Найдите тех, кто одет так же ярко, как вы, или в такой же цвет.
• Дети объединяются в пары или группы.
Пример дополнительных условий: похожий цвет глаз, прическа, игрушка.
4. Игра «Помоги мне»
Цель: Формировать желание прийти на помощь друг другу.
Ход:
• Воспитатель ставит сюжет:
— У Маши рассыпались кубики, а Пете нужно помочь собрать мячики в коробку. Кто готов им помочь?
• Дети по желанию объединяются для выполнения задания.
5. Игра «Я тебя вижу»
Цель: Укреплять зрительный контакт и умение выражать эмоции.
Ход:
• Дети встают в круг. Воспитатель смотрит на одного из детей и говорит:
— Я вижу тебя, Катя, и я рада тебя видеть. Катя, улыбнись мне!
• Катя отвечает:
— Я тоже рада! (можно помочь ребенку с формулировкой).
Игра продолжается, пока каждый ребенок не поучаствует.
6. Игра «Что я умею?»
Цель: Развить уверенность в себе, помочь детям показать свои сильные стороны.
Ход:
• Воспитатель предлагает:
— Давайте расскажем или покажем, что мы умеем. Например, я могу спеть песенку. А ты, Миша, что умеешь?
• Дети по очереди демонстрируют простые умения: хлопать в ладоши, прыгать на одной ноге, петь.
7. Игра «Теплый клубочек»
Цель: Укрепить чувство единства в группе.
Ход:
• Дети садятся в круг. Воспитатель берет клубок ниток и передает его, держа конец нити, следующему ребенку со словами:
— Маша, ты моя подружка, теперь держи клубочек.
• Клубок передается по кругу, пока все дети не окажутся связаны ниткой.
Проводится обсуждение: мы все дружим и связаны друг с другом, как этой ниточкой.
8. Игра «Летает – не летает»
Цель: Развивать внимательность, обучать детей групповым взаимодействиям.
Ход:
• Воспитатель говорит:
— Я буду называть предметы. Если этот предмет летает, поднимайте руки вверх, если нет — прижмите руки к себе.
Пример: воробей (летает, собака (не летает, самолет (летает, мяч (не летает).
Можно усложнить, добавляя движение или звук (например, хлопать, если «летает»).
9. Игра «Собери друзей»
Цель: Учить детей объединяться в небольшие группы.
Ход:
• Воспитатель:
— Сейчас каждый из вас станет частью одной большой группы, например, зайчиков или медвежат. Собирайтесь по 3 человека в каждую “семью”.
(В ходе игры дети могут самостоятельно или с помощью воспитателя распределяться по группам.)
10. Релаксация «Облачко доброты»
Цель: Снять напряжение и закрепить положительные эмоции.
Ход:
• Дети садятся на коврик.
• Воспитатель:
— Представьте, что на нас сверху спустилось мягкое, пушистое облачко. Оно ласково нас обнимает, гладит нас и говорит: «Вы — мои добрые друзья. Вам здесь будет хорошо!» Закрывайте глаза и почувствуйте себя счастливым.
(Упражнение заканчивается коллективным глубоким вдохом и выдохом.)
Результат:
• Формируется комфортная адаптационная среда.
• Дети учатся взаимодействовать друг с другом и воспитателем.
• Происходит постепенное снятие тревожности у детей в новых условиях.