Валентина Шарова
Семинар-практикум с педагогами «Метеоплощадка в ДОО. Наблюдаем, экспериментируем, играем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства участников семинара – практикума, развитие компетентности в сфере организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
Показать педагогам как можно организовывать познавательно-исследовательскую деятельность посредством метеостанции.
Научить изготавливать из подручных средств один из приборов метеостанции – барометр.
Время проведения: 20 минут.
Участники семинара - практикума: воспитатели ДОО, заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель.
Ход семинара – практикума.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Мастер-классы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Добрый день, уважаемые коллеги. Начнём семинар с проведения эксперимента «Природный гигрометр».
Разделите сосновые шишки на две группы. На какие группы разделили шишки? (Закрытые и открытые шишки). Как вы думаете, почему одни шишки закрытые, а другие открытые? (Предположение педагогов). Коллеги за первым столом, опустите шишки в стакан с горячей водой. Коллеги за вторым столом, опустите шишки в емкость с холодной водой. За 3 столом - обильно обрызгайте шишки из пульверизатора. Вывод сделаем немного позже, так как до его завершения требуется определенное время.
Отечественный педагог Александра Платоновна Усова отмечает в своих трудах о необходимости включения ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой ребенок мог бы самостоятельно определить свойства предмета, его сходство и отличие, то есть приобретать знания самостоятельно.
Для того, чтобы дошкольники самостоятельно исследовали окружающий мир, педагоги ищут новые формы и методы организации образовательного процесса. Этому способствует такой вид деятельности, как экспериментирование. Вызвать у дошкольников желание экспериментировать, можно доступными средствами, такими как наблюдения за погодой и природными явлениями.
А создание соответствующей развивающей предметно - пространственной среды делает эту деятельность, более интересной и привлекательной. Соответствующей развивающей средой является метеоплощадка на территории ДОО.
Метеоплощадка оснащена специальными приборы и есть приборы, изготовленные из подручного материала. Например, наблюдать за небом и облаками помогает рамка -определитель облаков.
Работа на метеоплощадке позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой.
С помощью ветряного рукава дети дают оценку силе ветра.
С помощью флюгера - определяют направление ветра.
Измерять количество осадков помогает осадкомер. В металлическое ведро собираются осадки и мерным стаканчиком эти осадки измеряем.

Солнечные часы состоят из круглой столешницы и плавника - гномона, который отбрасывает тень на циферблат.
Такие часы помогают провести занятия по изучению времени и познакомить детей с такими понятиями как солнечный свет, тень, движение и конечно же время.
Дети определяю температуру воздуха с помощью термометра.
С помощью барометра дети определяют атмосферное давление и делают предполагаемый прогноз погоды.

Учитывая индивидуальные особенности и развитие детей, не каждому ребенку понятны показания гигрометра, поэтому предлагаю для детей изготовить прибор «Барометр» из подручного материала. Он прост в изготовлении и определении атмосферного давления. Итак, начнем.

Отрезаем ножницами шарик пополам. На горлышко банки плотно натягиваем шарик и прочно закрепляем резинкой. С помощью скотча прикрепляем стрелку указатель (деревянную шпажку).
Готовим вертикальную панель с обозначениями: в верхней части - солнце, в нижней – облако; в середине - шкала делений. При изменении атмосферного давления стрелочка будет подниматься или опускаться.
При увеличении давления - стрелка поднимается, значит будет хорошая погода. А при падении атмосферного давления стрелка наклоняется вниз, значит погода поменяется.
Уважаемые коллеги! Вернемся к нашему опыту! Посмотрите, что произошло с сосновыми шишками. (Они закрылись). Сосновые шишки – это «природный гигрометр», с помощью которого можно определить влажность воздуха. Если погода сухая, то сосновые шишки раскрываются, чтоб семя упало и проросло. А если дождь и сыро, то шишка закрыта, чтоб семя не упало и не сгнило.

Люди издавна верили в приметы. Наблюдали за животными и птицами. Их поведение связывали с различными событиями. Вспомним приметы: Если ласточка низко летает, значит будет … дождь. Облака высок плывут. Какую погоду несут? (теплую). Если птицы сидят на верхушках деревьев, то будет … тепло. И т. д.
На это семинар окончен. Благодарю за участие.