ИРИНА Пинегина
Семинар-практикум «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогический процесс.
Во время игровой деятельности активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т. д. Происходит полноценное развитие личности.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Игра-это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально- закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей, памяти, мышления, логики у детей.
Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления, помогают сделать учебно-воспитательный процесс интересным, увлекательным, создать радостное настроение, положительные эмоции, облегчают процесс познания.
Так что же такое логическое мышление? Логическое мышление-это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.
Лучше всего привычку логично думать нужно прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.
Перед собой педагог ставит следующую цель и задачи для всестороннего развития личности посредством логико-математических игр :
Цель:
-способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей.
Задачи:
- создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления
-развивать и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве
-развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение
-воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.
В своей работе для формирования основ логического мышления у дошкольников я использую следующие методы:
1. Наглядные.
2. Словесные.
3. Практические.
4. Игровые.
В ходе систематического использования логико-математических игр дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, проводить аналогии и т. д.
К средствам, развивающим логическое мышление относятся :
1. Разгадывание ребусов.
2. Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
3. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
4. Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
5. Загадки. Задачи – шутки.
7. Игры-головоломки.
8. Игры с счетными палочками.
Рассмотрим некоторые из них.
В своей работе я использую следующие логико-математические игры :
Блоки Дьенеша.
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму. Такие игры развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение.
Игры с цветными палочками Кюизенера.
Задачи:
-учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры, измерять с помощью мерки;
-развивать у детей представление о числе, комбинаторные способности;
- познакомить с ориентированием;
Игра - головоломка «Танграм».
Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Задачи:
-развивать воображение, конструктивное мышление, сообразительность
-формирование усидчивости и целенаправленности.
Деревянные логико-математические пазлы.
Задачи:
-учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции;
-развивать воображение, конструктивное мышление, сообразительность
Игры в шашки.
Задачи:
-развивать логического мышления и совершенствовать интеллект ребенка;
-умение находить способы решения в сложной ситуации;
-формировать усидчивость и целенаправленность.
Заключение.
Педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе