Надежда Борец
Семинар-практикум «Работа с детьми в предшкольный период»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Зёрнышко» города Балашова Саратовской области»
Семинар-практикум для воспитателей на тему:
«Работа с детьми в предшкольный период»
Подготовила и провела: воспитатель Борец Н. А.
Быть готовым к школе - не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит
быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум „Работа с детьми в предшкольный период“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2. Выделить направления сопровождения ребенка;
3. Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.
Материал: плакат «Дерево», листья к плакату, стикеры, раздаточные карточки с ситуациями.
1. Вступительное слово.
Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
На данном семинаре мы постараемся все вместе выработать структуру психолого-педагогического сопровождения будущего первоклассника.
2. Работа в подгруппах. Составить «портрет идеального первоклассника».
Зачитываются варианты ответов.
Что же это такое «готовность к школе?»
3. Определение понятий.
Давайте постараемся сформулировать понятие «готовность ребенка к школе» Итак, готовность к школе - это….
Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.
Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в обучении.
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой : ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
4. Особенности работы педагогов с современными дошкольниками.
Сегодня изменились как требования общества, предъявляемые к ребенку, так и изменились сами дети. У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как:
• Недоразвитие мотивационно - потребностей сферы ребенка, а также его воли и произвольности (из-за снижения уровня развития сюжетно-ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе.
• Снижение уровня детской любознательности и воображения.
• Разрушение детской субкультуры, дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.
Пространство, в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для детей и партнерами по игре и няньками. Формируется тип личности не деятеля, а пассивного созерцателя.
• Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди дошкольников не более 15% детей можно назвать здоровыми (20 лет назад их было 23%, 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, примерно столько же страдают разными неврозами.
В отличие от 60-х годов, когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов физического созревания детей, уже с 90-х годов учеными-медиками зафиксирован обратный процесс-процесс децелерации, замедления темпов роста и физического развития.
Также произошли изменения в отношениях детей и родителей:
• Снижение родительской мотивации (хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать).
• Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию неполных семей.
Все это требует смещения акцентов в работе. Педагогам нужно учиться работать с такими детьми.
Изменилось также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками взрослые, родители устраивают предшкольный бум.
Вот оно, главное противоречие сегодняшнего воспитания:
родители строят "светлое будущее", а ребенок хочет (и вправе) получать удовольствие от сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий.
Возникает замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям. Педагогам необходимо учиться работать с такими родителями, заставлять задумываться, какова цена усиленной интеллектуальной подготовки к школе, разъяснять им критерии готовности детей к обучению. И чем больше будет "здоровых" родителей, для которых главное - счастье ребенка сегодня, которые будут иметь научные знания о готовности к школе, тем меньшим ажиотажем будет сопровождаться период подготовки к школе и меньше проблем будет у детей в самой школе.
Мы должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены.
5. Вспомним, основные компоненты «готовности к школе».
Работа с плакатом «Дерево»
Мотивационный компонент Интеллектуальный компонент Эмоционально – волевой компонент
Коммуникативный компонент
6. Работа в группах
Сформулируем определение каждого из компонентов.
Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Волевой компонент - умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
Коммуникативный компонент – наличие общения с взрослыми и сверстниками.
7. Упражнение «Мозговой штурм»
Какими методами можно помочь в развитии этих компонентов? У педагогов – практиков есть свои интересные наработки. С помощью «мозгового штурма» мы постараемся придумать варианты работы по каждому из компонентов и в виде листочков прикрепить на наше дерево (зачитываются варианты решений). Предложить педагогам предложить варианты развития компонентов готовности к школе (например ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении. Направлять, помогать в достижении цели. Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности)
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
Самый главный показатель готовности к школе – это умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что – то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него огромная познавательная потребность, он хочет все знать, думать. Значит, взрослые должны построить занятия так, чтобы заинтересовать детей.
Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу и умеет исправить то, что он сделал неправильно. Еще один важный показатель – умеет ли ребенок принимать помощь и попросить помощь. Всему этому его надо учить. С ребенком надо работать.
Может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, нужно больше времени уделять занятиям школьного типа, и не тратить времени на несерьезные занятия: игру, конструирование, лепку, прогулки. Хотя возможности 6–леток в усвоении знаний велики, но они потребуют огромных психических и физических сил. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым ошибкам. Поэтому игра, как главное отличие дошкольника от школьника, позволяет формировать все компоненты готовности к школе.
Велика роль и учебной деятельности, где приобретаются зачатки специальных учебных навыков.
8. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ. Участникам раздаются карточки с ситуациями, которые встречаются при подготовке ребенка к обучению в школе. Упражнение проводится в форме дискуссии за «круглым» столом.
Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что
свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
Какой компонент готовности не сформирован у Саши?
Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.
Что можно посоветовать родителям?
Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован?
Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять?
Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой. Какой компонент готовности не сформирован?
Что можно посоветовать родителям?
Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:
"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда" «В школе программа трудная"
Ситуация. Отец часто озадачивают ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.
Какие качества разовьются у ребенка?
Ситуация. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?
Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.
9. Интерактивная игра «Связывающая нить». Участник, которому передали
клубочек ниток, делится впечатлениями о занятии и, обмотав нитью свой палец,
передает клубок следующему участнику.
Литература:
1. Безруких М. М. Как помочь первокласснику хорошо учиться. М., Астрель. 2003г.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., Н. П. О. Образование. 1996г.
3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.
М. ,1991г.
4. Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Москва. УЦ Перспектива. 2012 г.