Раиса Маркс
Семинар-практикум для родителей и детей «Играйте вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара-практикума для родителей и детей 5-6 лет
"Играйте вместе с детьми"
Цель: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
Семинар-практикум состоит из двух частей: теоретический блок и практический блок.
Публикация «Семинар-практикум для родителей и детей „Играйте вместе с детьми“» размещена в разделах
Количество участников: 10-12 человек. Время проведения: 60 мин.
Место проведения: музыкальный зал.
I ЧАСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Теоретический блок проводится без присутствия детей.
В начале встречи педагог-психолог делает короткое вступление об актуальности темы практикума.
Педагог-психолог: "Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал или что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, все меньше времени отводится игре.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает все меньше места в жизни детей.
Особое внимание уделяется творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. Игра является действенной формой взаимопомощи. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей : умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.
Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Особенности игровой деятельности детей 5-6 лет - коллективная игра со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация.
Данный семинар-практикум полезен и родителям, и детям. Участие родителей в нем позволит повысить свою психологическую культуру, познакомиться с разными видами игр, используемых с детьми дошкольного возраста, и применить используемый опыт в общении со своим ребенком".
Упражнение "Ассоциации"
Родители получают задание нарисовать ассоциации, которые возникают у них при слове "игра". После выполнения упражнения выслушиваются ответы и демонстрируются их рисунки.
Упражнение "Закончи предложение"
Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение.
Лист для ответов к упражнению "Закончи предложение"
- Когда мой ребенок играет один, то…
- Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то.
- Ребенок любит играть с папой, когда…
- Чаще всего мой ребенок играет.
- Любимая игра моего ребенка- это…
После выполнения упражнения зачитываются и обсуждаются ответы родителей.
II ЧАСТЬ: ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
По окончании теоретической части в музыкальный зал приглашаются
дети.
Упражнение "Знакомство"
Упражнение проводится совместно с родителями и детьми. Все участники садятся в круг, каждый кратко называет свое имя и с кем он находится здесь, например: "Меня зовут Коля. Я пришел с папой, с мамой, дедушкой, бабушкой", "Меня зовут Ольга Васильевна. Я мама Коли". Дети и родители рисуют визитные карточки своей семьи.
Игра "Игры детства"
Предложить родителям вспомнить игры своего детства и поиграть
всем вместе в них (подвижные игры).
Упражнение "Какую игрушку выбрал Ваш ребенок?"
Педагог-психолог заранее проводит опрос детей "Какую игрушку ты выбираешь? Почему?". Ответы детей заносятся в опросный лист. Детям предлагаются игрушки или картинки с их изображением, например, кукла, настольно-печатная игра, мяч, конструктор, бубен, скакалка, машина. Теперь родители должны выбрать картинку (или игрушку, но, подумав о том, какую бы игрушку выбрал их ребенок. После произведенного выбора варианты ответов детей и родителей сравниваются. Зачитываются высказывания детей о выбранной игрушке.
Опросный лист "Какую игрушку ты выбираешь? Почему? "
Имя ребенка Выбор Высказывание об игрушке
Упражнение "Определи игру"
Все участники практикума разбиваются на две подгруппы. Каждой подгруппе предлагаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм : магазин, поликлиника. Родителям и детям с помощью атрибутов предложить развернуть ролевое взаимодействие, назвать как можно больше ролей к данным сюжетно-ролевым играм.
Пальчиковая игра "Домик"
Познакомить родителей и детей с пальчиковой игрой "Домик".
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят-
Угощенье для ребят.
Игра "Дождь в лесу"
Дети становятся в круг друг за другом - они "превращаются" в деревья
в лесу. Взрослые могут образовать свой круг.
Психолог читает текст, дети и взрослые выполняют действия: "В лесу
светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки.
Высоко-высоко тянутся, чтобы каждая согрелась (встают на мыски, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит все сильнее и сильнее (усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (гладят ладошками спину впереди стоящего). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались (улыбаются, стряхнули с листьев лишние капли дождя (трясут руками, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни".
Игра-инсценировка сказки "Колобок"
Перед началом инсценировки между родителями распределяются роли (колобок, лиса, волк, медведь, заяц, раздаются костюмы и шапочки героев. Психолог читает сказку, а участники выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая свои слова. Родители играют, дети смотрят.
Игровое упражнение "Украсим коврик"
На столе разложить ткань, бусы, мелкий бросовый материал и предложить родителям со своим ребенком украсить коврик. Если останется время - пришить пуговицы, бусины, создав при этом свой коврик. По окончании выполнения работы совместно созданную работу можно предложить родителям забрать с собой.
В заключение проходит обмен мнениями о проведенном совместном практикуме.