Анна Леонтьева
Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы поговорим о совместной творческой деятельности детей и родителей, о влиянии этой деятельности на развитие ребёнка и гармонизацию отношений в семье, а так же проведём мастер-класс по рисованию, используя нетрадиционные техники и материалы.
Что же такое «нетрадиционные материалы и техники» в рисовании и что они нам дают? «Нетрадиционные материалы» - это любые подручные средства и способы их применения, с помощью которых можно создать изображение. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка - использование в новом ракурсе предметов, которые окружают ребенка каждый день: можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми“» размещена в разделах
Совместной творческой деятельностью с детьми можно заниматься в любое время и в любом месте. Наиболее удачным временем мы считаем лето - пора отпусков и путешествий. Ведь именно в это время ребёнок получает наибольшее количество впечатлений от встреч с друзьями и родственниками, от знакомства с новыми странами, городами, культурой и природой.
Отдыхая на природе, вы можете предложить ребёнку пофантазировать и порисовать песком на любой гладкой поверхности. Это занятие позитивно влияет на эмоциональное равновесие ребёнка, развивается фантазия, внимание, моторика рук, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Темой рисунка может быть всё, что угодно: узоры, подводное царство, сказочный лес и т. д. В помощь могут идти камешки, ракушки, веточки и прочее.
Очень весело было бы раскрасить морские камушки: они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под божью коровку, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Находясь на даче, в деревне, в походе возле водоёмов, можно немного похулиганить: возьмите пустые бутылки-пульверизаторы, залейте в них воду с краской и начинайте творить! Полотном могут послужить старые обои или даже тела всех участников творческого процесса, после чего будет ещё один повод искупаться!
Есть ещё один вариант работы с молоком – это рисование на нём! Возьмите поднос, влейте туда молока и по очереди капайте в него гуашевыми красками, чтобы получились причудливые узоры, которые можно направить пальчиком.
Ещё один способ весело и с пользой провести время – это сделать рисунки, выдуваемые трубочкой. Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее).
Нет кисточки? Не беда! На помощь может прийти поролон или губка для мытья посуды. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. След, оставляемый такой «кисточкой» может имитировать шерсть животных, крону деревьев. В ход могут пойти и ватные палочки, зубочистки и зубные щётки. Последними хорошо изображать методом набрызга салют, снег, звёзды…
Очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа вылавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначить его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее определенным цветом скорлупы.
Вместо краски можно использовать зубную пасту различных оттенков; клей и соль (тогда поверхность для изображения должна быть тёмной).
Предложите ребёнку нанести на картон несколько капель краски, поместите его в коробку, а затем, пока краска не высохла, положите сверху несколько стеклянных бусинок и покатайте их - и посмотрите, что получится! Или возьмите ватман и маленький апельсин (мандарин) или мячик, вылейте немного краски разного цвета на лист и катайте мячик по листу в разных направлениях. Потом «оживляйте» полученное!
Можно долго рассказывать о вариантах совместного творчества с детьми, так как существует большое количество техник и материалов, с помощью которых можно создавать свои семейные шедевры: ровно столько, насколько богата ваша фантазия! Не отказывайте себе в удовольствии творить с ребё нком всегда и везде: нарисовать картину кетчупом на тарелке во время обеда, выложить картины на столе, используя фасоль, горох, зерно, с помощью папиной пены для бритья создать на холодильнике, окнах рельефные узоры (она легко смывается, обращайте внимание на улице на всё, что может послужить вам основой или способом для творческой деятельности.
И самое главное: не забывайте, что рисунок или поделка ребёнка – это способ его самореализации и самовыражения. А ваша задача помогать ему в этом: создавать благоприятные условия для творчества, оказывать сотрудничество и поддержку и поощрять на новые исследования, открытия и творения.