Ольга Царёва
Семинар-практикум для воспитателей на тему «Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар- практикум для воспитателей на тему
"Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста"
Цель: Познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей на тему „Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения свистящих, шипящих звуков, звука Р
Оборудование: пластиковые стаканы с водой, трубочки для коктейля, цветные карандаши, сухие листья, вата, кубики, вертушки, свистки, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки, деревянные катушки из-под ниток.
План проведения :
Теоретическая часть
1. Дыхательная гимнастика, как форма оздоровительной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
2. Физиологические особенности дыхания.
Практическая часть
3. Дыхательные упражнения с детьми дошкольного возраста. Особенности проведения дыхательной гимнастики.
4. Заключение.
Уважаемые коллеги, сегодня на семинаре- практикуме я предлагаю вам ознакомиться и самим научится дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в работе с детьми. Но для начала немного теории.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми заикающимися, с ОНР, другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье.
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать (показать ребенку, как поднимается животик). Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребё нку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд простое упражнение. (воспитатели повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. (педагоги проделывают и это упражнение). Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед (воспитатель) кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течении 1-2 сек. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха. Давайте и мы с вами попробуем это на себе, что бы в последствии научить детей. (воспитатели проделывают упражнение задержки дыхания).
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
• Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
• Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
• Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
• Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
• Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
• Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
• Все упражнения выполнять в игровой форме.
• Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.
Дыхательные упражнения делятся на :
- вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде,
- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарик,
- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри,
- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос,
- упражнения с проговариванием звуков.
Упражнения на развитие дыхания также можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс, так и его часть.
Разминка или вибрационный массаж:
М- лоб З- подбородок
Н- нос Ж- грудная клетка
В- верхняя губа Р- ребра
Упражнение «Свеча»
1) Задуваем пламя на 5-8 счетов;
2) На 7 счетов кладем пламя, на 8- задуваем;
3) Прерывистой струей задуваем пламя.
Упражнение «Мяч»
Спускаем мяч со звуком С на 8 счетов.
Упражнения «Комар»
На 7 счетов ловим комара со звуком З, на 8- хлопаем.
Упражнения «Лыжи»
Со звуком Ш. Поднимаемся в горку, отталкиваемся, спокойно катимся.