Получи документы

«Методы взаимодействие с агрессивными детьми». Семинар-практикум для специалистов СРЦН

Стрелкова Татьяна
«Методы взаимодействие с агрессивными детьми». Семинар-практикум для специалистов СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы

ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Семинар-практикум для специалистов СРЦН

Тема: «Методы взаимодействие с агрессивными детьми»

Подготовила:

педагог-психолог

Т. А. Стрелкова

РФ, г. Белый

Семинар-практикум «Методы взаимодействие с агрессивными детьми»

Публикация «„Методы взаимодействие с агрессивными детьми“, Семинар-практикум для специалистов Срцн» размещена в разделах

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности специалистов при работе с агрессивными детьми.

Задачи:

- познакомить работников СРЦН с понятиями «агрессия» и «агрессивность», психологическими особенностями агрессивных детей, причинами повышенной агрессивности детей;

- обеспечить осознание специалистов СРЦН необходимости раннего выявления агрессивных проявлений у ребенка-дошкольника и оказания ему своевременной помощи;

- обучить воспитателей методике работы с агрессивными детьми;

- представить воспитателям содержание игр, направленных на преодоление агрессивности.

- содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у специалистов СРЦН.

Оборудование и материалы: презентация, доска, карточки с названиями видов агрессии, плакат с изображением «Кастрюлька с гневом», плакат с изображением радуги, бумажные цветные шары (надписи «деконструктивные» и «конструктивные», Памятки «Конструктивные способы выражения (выплёскивания) злости», памятки «Игры для агрессивных детей».

План проведения:

1. Сообщение старшего воспитателя «Проявления агрессивности у детей и подростков»

2. Сообщение педагога-психолога «Психологические особенности детей склонных к агрессии».

4. Проведение подвижных игр с воспитателями.

5. Рефлексия мероприятия.

Организационный момент.

«Мало обладать выдающимися качествами,

надо еще уметь ими пользоваться»

Франсуа де Ларошфуко

Сообщение старшего воспитателя

Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о проблеме, существующей в СРЦН – проблеме детской агрессивности.

Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения, который всех задирает, обзывает или бьет, не может себя контролировать.

Как вы считаете: агрессия - это плохо?

Понятие «агрессия» имеет очень широкое значение и не сводится к акту физического насилия одного человека над другим. Это понятие означает атакующую направленность нашей энергии против чего-либо. Это может быть любое препятствие, любая задача. Вот это как раз и есть целесообразная форма агрессии, без которой просто невозможно жить, невозможен прогресс – все обозначается словами: «засучить рукава», «броситься в бой с трудностями» и т. п.

Определение психологического словаря: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Педагог-психолог:

Агрессивное поведение - одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Прежде всего, давайте определим, что такое агрессия и агрессивность. Чем эти два понятия отличаются.

Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объекту нападения одушевлённому или нет, приносящее физический или моральный ущерб либо вызывающий психологический дискомфорт. (Может быть направлена на человека, а может на животное, предметы и т. д.)

- Какие виды агрессии вы знаете?

(Ответы педагогов. Психолог прикрепляет на магнитную доску карточки с названными видами агрессии).

Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

Раздражение (вспыльчивость, грубость);

Негативизм (оппозиционное поведение).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов. У детей чаще всего агрессия выражается в физическом или вербальном виде, а у взрослых можно заметить и другие виды агрессии.

Мы возмущаемся, когда видим агрессивные выходки ребёнка, но не замечаем, что сами проявляем агрессию, но в более изощрённом виде, через сплетни, раздражение, негативизм.

Определённая доля агрессии есть в каждом человеке. Возникает она из-за неудовлетворённости, когда не удовлетворяется какая-либо человеческая потребность: в еде, тепле, воздухе, безопасности, любви, признании, уважении, покое и т. п.

Агрессивность - это свойство личности, выражается в готовности к совершению агрессивных действий.

Человек может ситуационно проявить агрессию, но не быть агрессивным. Такую агрессию называют «доброкачественной», носящей оборонительный характер и затухающей, как только опасность миновала. А вот если человек проявляет агрессию довольно часто, во многих ситуациях, то это говорит о его агрессивности как свойстве личности, выражающейся в готовности к агрессии.. («Злокачественная» агрессия представляет собой жёсткость и деструктивность, бывает спонтанной и связанной со свойствами личности человека).

В дошкольном возрасте агрессивность ребёнка находится в стадии своего становления, поэтому еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Основная часть

Старший воспитатель:

Прежде чем корректировать агрессивность, необходимо разобраться в ее причинах, т. к. на становление агрессивного поведения у ребенка влияют многие факторы, например некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут быть причиной агрессивного поведения.

Но чаще причиной агрессивного поведения выступают социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше исследований, подтверждающих тот факт, что сцены агрессии, жестокости и насилия, демонстрируемые на экране телевизора, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Почему ребёнок становится агрессивным. Когда не удовлетворяются основные человеческие потребности: в любви, внимании, уважении, безопасности. Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость или безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся и ненавидят их. Именно страх, боль и обида – это те негативные чувства, которые вызывают агрессию.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому наша главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку

Педагог-психолог:

Существует цивилизованная форма агрессии. К ней относятся всевозможные способы соревнований, состязаний. Чаще всего мальчики, мужественные по своей натуре, бывают агрессивны. И если мы их энергию не направим в конструктивное русло – в спорт, вообще в движение – то, естественно, от желания как-то разрядиться он будет пинать не мяч, а, например, своего одноклассника.

Очень часто тревожность трансформируется в агрессию. Когда человек наполнен тревогой, страхом, он стремится к единственному желанию: защитить себя от этого страха, по принципу «чтобы я не боялся – пусть боятся меня». И он начинает проявлять агрессию по отношению к другим людям. Эта форма агрессии очень распространена среди детей.

Почему такое происходит? Во-первых, не были удовлетворены основные потребности ребенка в детстве: не долюбили, не докормили, не доласкали. И те дети, которые растут в подобных суровых условиях, когда их мама такая вот холодная, не ласкает своего ребенка, вот они обязательно вырастут агрессивными. Но ведь не только такие дети! Оказывается, и об этом говорит статистика, дети, которых перелюбили, тоже становятся агрессивными.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией. Это первая мысль которая должна остаться у нас в головах и которую мы можем передать родителям.

«Вход» к ребенку через «дверь» родителей. К сожалению, двери родителей наших воспитанников, даже не приоткрываются.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в какой-то конкретной ситуации. Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть в каких ситуациях, т. е. когда и зачем дети ведут себя агрессивно.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующее:

(ответы специалистов СРЦН педагог-психолог записывает на доске)

Таким образом, детская агрессивность имеет определенную причину, которую важно понять и принять, паника или попустительское отношение не являются союзниками в воспитании.

Педагог-психолог: (фото и видео детей)

При решении конфликтных ситуаций, изображенных на картинках (например, кто-то берет чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребенка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети в большинстве случает придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме».

Еще более существенные различия выявляются в реальном взаимодействии детей. В проблемных ситуациях («Раскрась картинку», «Мозаика», «Ателье») агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (будь то карандаши, игрушки или конфеты). В отличие этого дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнеру и уступают свои вещи.

Эти данные позволяют предположить, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к другим людям, прежде всего к сверстникам. Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать мотивационная направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого.

Однако не смотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Работа с агрессивными детьми.

Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в следующих направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

1. Работа с гневом.

В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в копилку гнева, а это сродни мине замедленного действия.

В каждом из нас есть такая кастрюлька, в которую попадают разные невысказанные чувства, многие их которых почему-то считаются «плохими». Нас кто-то обидел, мы не ответили на обиду и не поделились этим чувством ни с кем, и вот все это ложится прямиком в нашу кастрюльку и растекается там зелёной лужей; нас кто-то очень сильно разозлил, а мы не смогли себя защитить, и вот наша злость попадает туда же, нас что-то раздражает, а мы даже не можем понять, что, - и как будто не замечаем этого раздражения, а оно стекает всё туда же.

Что же будет, когда кастрюлька наполнится? Взорвётся от последней капли! И на бедного носителя этой капли обрушится все, что копилось иногда годами и к нему не имеет никакого отношения. Знакомо?

Но страшнее, но мой взгляд, вариант наглухо закрытой кастрюли, которая даже не позволяет себе взорваться, а начинает разъедать саму себя, а потом и ни в чём не повинный организм.

Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, конструктивными способами, то есть научиться чистить свою кастрюльку.

Задание воспитателям «Способы избавления от гнева».

Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы вы на этих цветных шарах (раздает бумажные цветные шары) написали в соответствии с первой буквой цвета конструктивные, на одном шаре, и деструктивные способы выражения агрессии. Например, красный шар - кувыркаться, корить себя).

Специалисты СРЦН работают индивидуально или в парах, затем прикрепляют шары к радуге, комментируя свои надписи. В результате получается радуга «Способы преодоления агрессии».

Конечно, в работе с детьми первым шагом является попытка сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить окриком, отвлечь каким-то занятием, создавая физическое препятствие.

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребёнку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Кратко выразить своё неудовольствие, сообщить ребёнку, какие чувства он испытывает, и показать приемлемый способ отреагирования гнева.

Какие способы можно использовать в работе с детьми вам подскажет памятка.

(Раздать памятки «Способы выражения гнева приемлемыми способами»).

Давайте разберём некоторые из способов.

Педагог-психолог

Причинами агрессивности могут быть индивидуальные особенности человека (сниженный контроль над своим поведением).

Так же агрессивные реакции могут быть физически и психически обусловлены (возрастные кризисы, у младенца это реакция на физический дискомфорт, дети раннего возраста ещё не умеют себя контролировать и не знают нравственные правила и нормы)

В целом же можно с огромной долей уверенности предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка так же приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребёнка на капризы, вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Упражнение "Портрет агрессивного ребёнка"

Информационная справка «Как помочь агрессивному ребёнку»

Коррекционная работа должна вестись параллельно с работой родителей и педагогов над собой, в частности:

• изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную

• изменение стиля взаимодействия с ребёнком

• расширение своего поведенческого репертуара через развитие собственных коммуникативных навыков

Независимо от причин агрессивного поведения ребё нка существует общая стратегия действия окружающих людей по отношению к нему:

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (остановит занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка)

2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действует довольно эффективно

3. Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём

4. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Педагог-психолог

УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА С ГНЕВОМ»

Обучение самоконтролю.

Игровые приемы:

• Дыхательные упражнения

• Релаксационные упражнения

• Медитация и др.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Ролевая игра.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.

Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Важно также говорить о своих чувствах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты – плохой! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение ребенка. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

У взрослых имеется ряд способов контроля детских чувств:

Позитивные способы - просьбы, мягкое физическое манипулирование, подкрепление хорошего поведения.

Просьбы и дружеское обращение к ребёнку не всегда бывает эффективно. Например, нет смысла уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше родителю увести ребёнка и объяснить, почему родитель это сделал. Это и будет пример мягкого физического манипулирования. Наиболее эффективно при общении с маленькими детьми.

Негативные способы - наказания, приказы.

Они могут вызвать либо гнев ребёнка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать следует только в исключительных случаях, объясняя за что конкретно. Если гнев ребёнка будет постоянно подавляться, ведь не всегда можно возразить сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребёнок может начать действовать изподтишка, специально делать что-то назло, например, подчёркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья в это время опаздывает в гости и т. д.

Педагог-психолог:

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка нужно помнить, что их страх перед его выходками, способствует повышению агрессивности, а проявление гнева, криков или частого применения силы это в глазах ребёнка и есть проявление слабости взрослыми. Этому же способствует навешивание ярлыков (Раз я такой плохой, то я вам покажу)

Нейтральные способы - модификация поведения.

Техника очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители получат вполне законный вопрос - а что мне за это будет?. Поощрения должны быть небольшими, не на перёд (будешь себя вести хорошо, к лету купим велосипед, а в тот же момент, который поощряем, и нечастыми.

Заключительная часть.

Уважаемые коллеги, у кого есть вопросы по данной проблеме, просим Вас высказаться. Давайте обсудим.

Всем спасибо за приятное общение.

До свидания.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Игры в Лего вместе с детьми». Семинар-практикум для педагогов «Игры в Лего вместе с детьми». Цель: • Расширение и уточнение представлений о конструкторе Лего. • Формирование.

Семинар-практикум для педагогов «Пути повышения подготовки детей к школьному обучению. Методы и приемы» Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительность XXI века внесла коррективы.

Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми» Сегодня мы поговорим о совместной творческой деятельности детей и родителей, о влиянии этой деятельности на развитие ребёнка и гармонизацию.

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Роль коммуникативных игр» В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются различные потребности ребенка. В игре.

Семинар-практикум для родителей «Экспериментируем вместе с детьми» Цель: Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях. Задачи: 1. Формировать умение родителей поддерживать.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Консультация «Взаимодействие с агрессивными детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад» Лекция на тему: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ».

Взаимодействие специалистов реабилитационного центра в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в нашем Центре Цель работы Реабилитационного.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, на примере проектной деятельности Обучение детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении охватывает сотрудничество большого числа людей, когда требуется взаимодействие различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методы взаимодействие с агрессивными детьми». Семинар-практикум для специалистов СРЦН
Опубликовано: 4 июня 2018 в 21:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Методы взаимодействие с агрессивными детьми». Семинар-практикум для специалистов СРЦН» (включая файлы) размещена пользователем Стрелкова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД