Надежда Горшкова
Семинар-практикум «Благоприятный микроклимат в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум по теме
«Благоприятный микроклимат в коллективе- основа эффективного взаимодействия участников реабилитационного процесса»
Категория участников:
Педагоги – психологи, социальные педагоги подведомственных учреждений министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Цель:
Повышение психолого- педагогической компетенции специалистов в области создания благоприятного микроклимата в социально- реабилитационном центре.
Задачи:
1. Познакомить специалистов с понятием, видами и составляющими в области социально-психологического климата.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Способствовать эффективному применению средств, влияющих на благоприятный психологический климат в учреждении.
3. Способствовать формированию положительной самооценки и осознанию уникальности личности каждого человека.
4. Активизировать умение работать в команде.
5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
6. Усовершенствовать процесс формирования основных профессиональных качеств.
1. ВСТУПЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем семинаре.
Обратите ваше внимание на эмблему сегодняшнего семинара – практикума – «Улыбку радуги».
У каждого из Вас есть добрый знак -
Лик солнышка и радужного света.
Окрасили эмблему мы не просто так –
Сплетенье радуги полос – к удаче и успеху!
Хочется выразить радость от того, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что- то новое, самое главное, - выразить друг другу радость встречи. Предлагаю всем правила работы на нашем семинаре - практикуме :
- быть активными, позитивными;
- слушать и слышать каждого;
- доброжелательно относиться друг к другу, помогать друг другу;
- действовать по принципу здесь и сейчас;
- не критиковать: каждый имеет право на собственное мнение;
- сотовые телефоны отключить.
Вы принимаете эти правила работы?
Может кто – то из вас желает предложить свои правила работы?
Ответы присутствующих.
Когда группа собирается вместе, конечно же всем необходимо познакомиться.
УПРАЖНЕНИЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСТРОЙКА «ИСТОРИИ ИЗ ШКАТУЛКИ»
Предлагаю каждому из вас по очереди достать из шкатулки по одному предмету, назвать свое имя и представить себя в образе того предмета, который вам достался.
Например, «Меня зовут Надежда, я в образе шпильки для волос красивая, полезная, всегда на глазах и выгляжу я просто замечательно».
Как все вы знаете треть сознательной жизни человека проходит на работе, в коллективе.
Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «коллектив»?
УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ К ПОНЯТИЮ «КОЛЛЕКТИВ», «ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ КОЛЛЕКТИВ»
Прошу озвучить от каждой мини – группы ваши ассоциации к понятию «коллектив», посовещавшись друг с другом в течение 15 секунд, пока звучит музыка.
Ответы присутствующих по одному от каждого стола.
ПОНЯТИЕ «КОЛЛЕКТИВ»
Для каждого из нас коллектив имеет определенное значение.
По определению, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ.
Как все вы знаете, каждый педагогический коллектив имеет свои специфические особенности:
• Полифункциональность
Современный педагог одновременно может выполнять несколько функций в работе коллектива. Из полифункциональности деятельности отдельных педагогов складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива.
• Самоуправляемость
Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управления.
Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива (сюда входят проводимые нами методические объединения воспитателей, социальных педагогов, педагогов- психологов). С другой стороны, функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
• Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности
Деятельность отдельных педагогов в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня учреждения, оценке качеств развития воспитанников. Единство деятельности членов педагогического коллектива проявляется в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях.
• Преимущественно женский состав
Как гласит восточная мудрость, женщина — это цветок. В каждой из вас роскошь розы, чистота лилии, изысканность орхидеи, нежность яблоневого цвета, скромность ромашки и царственность георгина.
А мужчина — садовник, который ухаживает, заботится и растит цветы.
Ну а когда вместе работают и мужчины, и женщины, то в коллективе устанавливается благоприятный микроклимат, в котором «цветы расцветают» благодаря равновесию между мужской сдержанностью, логикой и прямотой и женской интуитивностью, мягкостью, гибкостью и чувственностью.
Как здорово, что у нас на семинаре есть и цветы и садовники.
Я предлагаю Вам совместно с Ольгой Михайловной создать Ваш неповторимый коллективный цветок.
МАСТЕР- КЛАСС «ЦВЕТОК КОЛЛЕКТИВА»- ТРИ ДЭ-МАНДАЛА
Мы с Вами сегодня создаем творческий, сплоченный коллектив, в котором уже царит благоприятный микроклимат, хорошее настроение и взаимопонимание.
Ну а сейчас я предлагаю всем встать и выйти в центр зала.
ИГРА «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.
Рефлексия.
УПРАЖНЕНИЕ «ГУСЕНИЦА».
Коллектив становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Рефлексия.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА?
Продолжаем наш семинар- практикум.
Поговорим о том, что такое психологический климат?
Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности всех участников реабилитационного процесса.
ВИДЫ МИКРОКЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Различают благоприятный и неблагоприятный психологический климат в организации.
Неблагоприятный психологический климат препятствует личностному развитию, создает состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. В отношениях друг к другу в таком коллективе преобладает индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства
Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Мы в своем коллективе поддерживаем такую систему отношений ежечасно и ежедневно.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
К факторам, влияющим на формирование микроклимата в коллективе относятся факторы макросреды: общественно-экономическая ситуация;
и факторы микросреды :
- материальное и духовное окружение личности как члена коллектива, то есть весь комплекс организационных моментов, которые входят в понятие «рабочая ситуация»;
- характер руководства;
- индивидуальные психологические особенности каждого из его членов.
Воспитание в своей массе профессия очень энергозатратная, связанная с творчеством и требующая больших душевных сил. К сожалению, многие педагоги, отдавая всё время и силы работе, довольно быстро становятся неуверенными в своей жизненной судьбе, постоянно зацикленными на работе, в результате чего происходит профессиональное, эмоциональное выгорание.
Поэтому каждому необходима профилактическая работа, направленная на предупреждение появления факторов эмоционального выгорания, обучение умению расслабляться, позитивно мыслить, получать новые эмоции, неповторимые впечатления и радость от всего происходящего.
Я предлагаю Вам вместе со мной продолжать погружаться в мир общения, положительных эмоций, новых впечатлений, насыщенных яркими, неповторимыми, необычными красками.
МАСТЕР – КЛАСС «ТАНЕЦ КРАСОК».
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЛИЯЮЩИЕ НА МИКРОКЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Хочется отметить, что особенностью благоприятного микроклимата коллектива является то, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельность обязательно проецируются на детский коллектив.
К условиям и средствам, определяющим эффективность формирования благоприятного микроклимата, как в детском, так и во взрослом коллективе, относятся следующие:
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт воспитанников;
- материальные, бытовые условия (внешний вид помещения, его цветовое оформление, освещение, запах, фон (шумовой, музыкальный, эстетика условий жизни, дизайн, интерьер, элементы природы;
- четкость организации деятельности, направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива, превнесение элементов новичны, стиль взаимоотношений, произведения материальной и духовной культуры;
- педагогические ситуации, игры, приемы психической саморегуляции, «позитивные настрои», психологические упражнения (игры) для обучения самоанализу, игры – контакты, мимика, пластика (жесты, позы, интонации, демонстрация доброжелательности, знаки внимания, этическое благородное поведение, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за окружающих, подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;
- личностные характеристики воспитателя и ребенка.
Наличие благоприятного климата в коллективе обеспечивает педагогам и детям не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной, качественной работы и творчества
Как свидетельствует наша практика, большое значение для благоприятного психологического климата имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется передается в рамках учреждения. Традиции оказывают влияние на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий детей и педагогов.
Какие же могут быть групповые традиции?
1. Традиция каждое утро начинать с помощью общего приветствия.
2. Традиция подведения итогов дня.
3. Традиция открытия предстоящей недели.
4. «Минутки радостных воспоминаний».
5. Традиция преподнесения детям и взрослым подарков, сюрпризов в виде различных, привлекательных для них предметов.
Предлагаю вам переместиться в творческую аудиторию, где вы почувствуете себя почитателями одной из наших традиций вместе с педагогом дополнительного образования Натальей Алексеевной.
МАСТЕР- КЛАСС «РАДУЖНЫЙ СОСУД»
В основе жизнедеятельности любого коллектива лежит общение. Межличностные взаимоотношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. Поэтому наша с вами работа направлена на эмоциональное раскрепощение, разнообразие трудовых будней, получение позитивных эмоций и общение.
Слышали ли вы такое слово, как тимбилдинг?
А еще часто говорят командообразование, потому что дословно в переводе с английского team building означает построение команды.
Существует множество видов тимбилдинга: корпоративный, кулинарный, детский, экстремальный, спортивный, танцевальный, творческий, шерстяной, музыкальный и т. д.
Передаю слово педагогу – психологу Татьяне Александровне.
МАСТЕР- КЛАСС «ШЕРСТЯНОЙ ТИМБИЛДИНГ»
Главной темой большинства наших мероприятий является музыка. С её помощью можно творить чудеса в коллективе : добиться взаимопонимания, усилить концентрацию внимания, значительно улучшить настроение в группе. Музыка также имеет превосходный расслабляющий эффект, что способствует развитию и поддержке благоприятного. Комфортного микроклимата в коллективе.
Передаю слово педагогу – психологу Людмиле Александровне.
МАСТЕР- КЛАСС – «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТИМБИЛДИНГ»
Мы с вами отлично поработали. Предлагаю всем заполнить отзывы о проведенных мастер- классах, а желающим кратко выразить свое мнение, поделиться впечатлениями о том, что вам больше всего запомнилось из семинара-практикума? Будете ли вы использовать элементы работы для формирования благоприятного микроклимата в своих коллективах?
Уважаемые коллеги, наш семинар - практикум подходит к завершению.
Я прошу каждого из вас «оживить» воздушный шарик настроением, которое вы получили от нашей встречи.
ФИНАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ НОМЕР.
Предлагаю нам всем вместе выразить радость встречи, представ на одной ладони улыбку, на другой – радость, а чтобы они не ушли от нас, их надо крепко соединить в аплодисменты.