Приложение МААМ

Использование технологии ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления.

Любовь Корчагина
Использование технологии ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления.
▼ Скачать + Заказать документы

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс-теория решений изобретательских задач. Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Публикация «Использование технологии ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления,» размещена в разделах

В период введения ФГТ и ФГОС в работе дошкольных учреждений используется много различных программ и технологий. Наш детский сад работает по программе «Детство» Т. И. Бабаевой, которая предлагает применять в работе технологию «ТРИЗ», так как данная технология не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Каждый ребенок талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального успеха.

Как этого добиться?

Необходимо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Например, детям было предложено найти общее между деревом и цветком. Помимо стандартных ответов: «И дерево, и цветок растут в земле, их греет солнышко, поливает дождь», слышу ответ Школьникова Ярослава

«Цветок может расти на дереве». Учу детей изобретать. Например сообщаю им, что они попали на необитаемый остров, где есть только коробки с жвачками. Вопрос: Как же там выжить? Дети предложили построить из коробок дом, а вместо раствора использовать жвачку. Так же с помощью коробок, фантиков сделать необходимую мебель и даже одежду.

Важную роль играет решение сказочных задач и придумывание новых сказок опять же с помощью принципов и методики технологии «ТРИЗ». Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. В хорошо известной русской народной сказке

«Заюшкина избушка», нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?

Ответы детей:

• Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла;

• Закрыть трубу ветками;

• Спрятать дрова.

Так же учу детей находить выход из любой сложной ситуации. Экстремальные ситуации могут быть разные.

Например:

- Через несколько секунд у нас в группе начинается пожар и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять?

Ответы детей:

• Взять воду из аквариума, предварительно переселив рыбок в банку с водой из того же аквариума;

• Накрыть огонь одеялом;

• Затоптать ногами;

• Засыпать землей из цветов.

- Чтобы вы сделали, если к вам постучались в квартиру, а вы дома одни?

• Сидел бы тихо;

• Спросил бы «кто там?», но дверь не открыл;

• Сказал бы, что мама отдыхает.

Технологию «ТРИЗ» я стараюсь использовать в разных видах деятельности: в организованной деятельности, в играх и индивидуальной работе.

Применяю технологию «ТРИЗ» в организованной деятельности по речевому развитию.

Метод на выявление противоречий.

Например:

Игра «Хорошо - плохо».

Цель: учить различать разные свойства в предмете или явлении. Игру я включила в организованную деятельность на тему «Здравствуй гостья зима». Дети отметили, что хорошего, а что плохого в зиме; что им нравиться зимой, а что не нравиться.

Что хорошего в зиме?

• Можно кататься на лыжах, санках, играть в снежки, кататься с горки, скользить по ледяной дорожке;

• Строить крепость;

• Лепить снежную бабу и различных животных;

• Новогодний праздник, Дед Мороз со Снегурочкой, подарки.

Что плохого в зиме?

• Холодно, мороз;

• Можно простудиться;

• Нет цветов;

• Мало птиц;

• Замерзли речки, нельзя купаться.

- Использую прием оживления.

• На кого похожа зима?;

• Во что одета? Какие волосы?;

• Что на голове?

Метод «эмпатии» (представь себя на месте какого-то предмета) :

Каким бы ты стулом хотел быть?

• Красивым, удобным;

• Крутящимся;

• Мягким, как подушка;

• Пушистым, как кошка.

- Придумывание сказок.

Метод добавления.

Показ на картинках основных героев сказки, а последняя картинка не по сказке.

Цель: придумать сказку по данным картинкам, развивать речь детей; воображение, фантазию. Например: Красная Шапочка, бабушка, волк и вертолет.

Метод фантоидеи.

Дать группе или ребенку фантастическую идею.

Например: Красная Шапочка полетела жить на Марс (ребенок должен развить сюжет).

- Составление сюжетного рассказа.

Например: Представь, что ты стал домашним животным.

• Кем бы ты хотел стать?

• Чтобы ты ел?

• Чем бы занимался?

• Кто бы был твоим хозяином?

• Как бы он к тебе относился?

• Где бы ты спал?

• Какой бы ты приятный сюрприз хотел бы получить от хозяина?

Применяю технологию «ТРИЗ» в организованной деятельности по художественно-эстетическое развитию)

Изобретательный метод на выявление художественных способностей детей.

1. Игра в кляксы.

Берется лист бумаги, на нем клякса, его сгибают несколько раз, затем разворачивают и выявляют на что похоже.

Психорисование.

Дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек. Водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное.

Волшебный листок.

Даются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, по одному. Предлагается детям дорисовать, чтобы получился законченный рисунок.

1-ый уровень - низкий, когда рисуют в фигуре (колобок, окно);

2-ой уровень - средний, подрисовывают (цветок, дом);

3-ий - высокий, когда геометрическая фигура становится лишь элементом для большого рисунка (машина, кошка, вагоны и т. д.).

Еще на занятиях по художественно-продуктивной деятельности я использую такие элементы ТРИЗ, как превращение, представление, игра «Хорошо-плохо».

Все эти элементы помогают развивать у детей творческие способности, разговорную речь, фантазию.

Применяю технологию «ТРИЗ» в организованной детельности по области «Познавательное развитие».

Использую карточки - схемы, на которых изображены схематично человечки ( человечки с поднятыми руками: обозначение - твердые; руки на поясе - жидкие; человечки танцуют - газообразные: дым, пар).

Предложила детям сварить борщ.

Что мы берем вначале? (кастрюлю).

Как вы думаете, какие человечки живут в кастрюле? (твердые).

Каждый будет представлять из себя то, из чего состоит борщ

Как ведут себя твердые человечки? (крепко держаться за руки). «Овощи» и «мясо» берутся за руки.

А что-нибудь жидкое в борще есть? (вода, бульон). Какой бульон? (жидкий).

Как же ведут себя жидкие человечки? (поставили руки на пояс и закачались).

Закипел бульон и пошел пар. А пар из каких человечков? (из газообразных). Вот борщ готов, осталось налить его в тарелку, Тарелка твердая. Кто будет тарелкой?

А теперь «борщ», залезай в тарелку. Что же у нас получается? В борще есть разные маленькие человечки - твердые, жидкие, газообразные: мясо, овощи, бульон, пар. Вкусный борщ вы мне помогли сварить.

Как вы думаете, какие человечки живут в снегу? (твердые). Как они держаться за руки? (показ схемы). Если этот снег принести в комнату или подержать его в руке, что с ним будет? (растает).

Какие в нем человечки будут жить? (жидкие).Если эту воду поставить на огонь, что произойдет? (вода закипит).В какие человечки превращаются жидкие человечки? (газообразные).Технологию «ТРИЗ» также применяю и в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Организованная деятельность должна быть интересна детям и построена таким образом, чтобы ребенок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять стихи, сказки и т. п. Для этого он должен научиться ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встает проблема развития воображения. Система творческих заданий, как основная форма обучения в технологии «ТРИЗ» позволяет успешно решать эти задачи - у ребенка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

Все дети любят сказки. Они оказывают большое влияние на детей: учат различать добро и зло, знакомят с историей и традициями народа. Целесообразно научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных задач. Преимущество сказочных задач состоит в том, что речь идет лишь о предлагаемой ситуации, задач, которую нужно решить. При решении сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.

Русская народная сказка «Колобок».

Сказочная задача: «Как сделать так, чтобы и песенка была услышана, и колобок остался живой?».

Ответы детей: «Забраться лисе на макушку; дать микрофон».

Русская народная сказка «Маша и медведь».

Сказочная задача: «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?».

Ответы детей: «Не варить ему; не убирать; не стирать, он Машу и выгонит».

Сказочная задача: «Но вдруг медведь рассердиться и съест Машу».(притвориться больной).

Французская сказка «Красная Шапочка».

Сказочная задача: «Что нужно было сделать, чтобы волк не съел бабушку и Красную Шапочку?».

Ответы детей: «Не говорить волку, где живет бабушка; обмануть волка».

Составление рифмованных текстов

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с 3 лет. Основная форма работы - игровые задания и упражнения.

"Складные картинки"

Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются

(мак-рак, олень-тюлень и т. д., поднимает картинку, например, с изображением мака, и просит найти парную по рифме. Ребенок берет картинку с изображением рака, говорит "рак" и составляет рифмованную пару "мак-рак".

Игру начинают с 5 пар картинок, постепенно увеличивая их количество до 20-25 пар.

"Придумай рифму"

Воспитатель называет слово, дети придумывают к нему рифму. Например: бежали (лежали); улица (курица); пшеничный (яичный); широко (далеко).

"Придумай рифмованные строчки" (рекомендуется с 4 лет)

Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмующихся слов (лучше существительных, например рак-мак) и начать сочинять по схеме "Жил-был кто-то и был похож на что-то", например: "Жил-был рак и был похож на мак".

Ребенок может менять слова местами ("Жил-был мак, и был он как ран /. 8 качестве усложнения между словами жил-был" и объектом ставятся другие слова (Жил- был веселый рак, и он часто смотрел на алый мак”).

Опыт показывает, что организованная и совместная деятельность с применением технологии «ТРИЗ» у детей снимает чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Публикации по теме:

Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 летИспользование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ с детьми 4 -5 лет. Горяева Юлия Владимировна воспитатель МБДОУ 52 В современном мире.

Семинар-практикум «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования»Семинар-практикум «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования» Слайд 1 - 2 Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация «Закона об образовании в РФ.

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ для дошкольников» При формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на.

Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Песочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возрастаПесочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возраста .

Развитие логического мышления дошкольников при ознакомлении с ПДД через использование элементов технологии ТРИЗ Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения жизненно необходимо и актуально, как никогда. Статистика утверждает, что каждый.

Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ Козырева Ольга Юрьевна, воспитатель первой кв. к., МКДОУ детский сад №21ГО Ревда Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Технология ТРИЗ — эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка Технология ТРИЗ – эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка. Современное общество предъявляет новые требования.

Составление творческого рассказа по картине «Шар улетел» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ Задачи: 1. Расширять кругозор детей, активизировать мыслительные процессы, память, воображение, творчество. 2. Формировать связную речь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления.
Опубликовано: 16 июля 2015 в 10:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления.» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Корчагина (УИ 205139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД