Получи документы

Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ» (1 фото)

Анастасия Мальцева
Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста интересует многие годы. Творчество может развиваться во всех видах деятельности. И общество диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что вместе с этим требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Вопрос развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста интересует многие годы. Творчество может развиваться во всех видах деятельности. И общество диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что вместе с этим требует совершенствования учебно-воспитательного процесса. Так же необходимо, что бы педагог был творческой личностью, стимулировал собственную активность детей в развитии у них творческого воображения. Чтобы мог вызвать интерес к творческой деятельности. [4]

Публикация «Консультация „Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ“» размещена в разделах

Исследованием этой проблемы занимались Л. С. Выготский, В. В. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Крутецкий и другие. И их исследования показали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И возможности развития творческого воображения представляются в различных видах детской деятельности. Но необходима собственная активность детей.

С. Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее». Он указал на специфическое значение воображения как трансформирования образного, наглядного содержания проблемы. [3]

Еще Л. С Выготский писал, что воображение «строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет… самою основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Миллер и Берлайн под воображением понимают внутренние процессы, содержание и структура которых понимают содержание и структуру сенсорных конфигураций. Они используют термин «воображение» для определения каждой системы внутренних процессов, которая представляет то, что данное лицо знает или судит о данном фрагменте внешней реальности, воспринимаемой, припоминаемой или конструируемой. При таком подходе специфика воображения вообще исчезает. [4].

Э. В. Ильенков пишет, что сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. [3]

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. [2]

По А. Маслоу, творчество – это универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. [5]

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития разных видов творческой деятельности.

Таким образом, творческое воображение – это вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества. [1]

Роль воображения в жизни может быть весьма различной, в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

Один из способов развития у дошкольников воображения является составление совместно с детьми текстов сказочного содержания.

Сказка, как правило, держится на каком – либо жизненном правиле, явно или завуалировано присутствующим текстом. Тем самым определяется тема сказки. Главная отличительная особенность сказки – это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.

Для того, чтобы читатель или слушатель осознал тему и принял эти жизненные правила, введены носители. Это герои, их поступки, действия с предметами в определенном месте, времени. Отличительной особенностью носителей является некая фантастичность, волшебные предметы или герои с необычными свойствами.

Нарушение объективных законов природы, с одной стороны, является мотивом, позволяющим заинтересовать и удержать внимание слушателя или читателя. С другой стороны, фантастические свойства объектов не напрямую, а как бы косвенно обобщают и выводят некоторые понятия. Они являются частью общей морали. В уста героя сказки могут быть вложены жизненные правила и обобщения, то есть мудрость, накопленная человечеством.

Необычность, отвлеченность признаков времени и места так же влияет на воображение слушателя. Показывает некую уверенность жизненного правила. Поэтому в сказке часто встречаются такие словосочетания, как «Где-то в тридесятом царстве», «Далеко отсюда», «За тридевять земель», и время «В стародавние времена», «В далеком прошлом» или «Однажды».

Еще одной особенностью сказочного текста являются речевые выразительные средства, которые рассматриваются в комплексе. Это – повторы в действиях, словах, наличие заклинаний и т. д. четко прописаны традиции начала и окончания сказки, выраженные в образах словосочетаниях. Это слова, которые позволяют свернуть время (долго – коротко) или расстояние (не далеко – не близко). К выразительным средствам можно отнести и гиперболизацию какого либо признака. Если Царевна прекрасна, то она прекрасна во всех отношениях. А если герой – злой, то это свойство также доведено до крайности. В качестве выразительных средств выступают стихотворные тексты, прибаутки, которые эмоционально окрашивают сказочный текст. [6]

В работе с дошкольниками на взгляд Гутковия И. Я., Сидорчук Т. А., не совсем корректно говорить о том, что дети учатся создавать сказки. Потому что дошкольники ухватывают лишь внешние признаки сказки : необычность героев, их поступков, волшебство и некоторые выразительные средства речи. Но текст сказки, в котором выражена тема с жизненными правилами и моралью, не может быть раскрыта дошкольниками в полной мере. Одним словом, скорее дети учатся создавать тексты сказочного содержания, а не сочинять сказки. Научить детей создавать тексты сказочного содержания можно с помощью моделей сказок. [6]

Для того чтобы дети имели возможность индивидуально сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать схемами придуманный текст. Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом слева направо. При такой записи схемы, изображения не должны иметь много деталей. Действия изображаются последовательно.

Подготовка к составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована с детьми 4 – летнего возраста через систему творческих заданий. Форма организации работы с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой. Далее детям предлагается составлять сказочный текст вдвоем. С 5 – 5,5 лет ребенок самостоятельно сочиняет сказку по определенной модели. [6]

В своей работе используем модель составления сказки с помощью метода «ТПФ» (типового приема фантазирования). Вводятся волшебники (театральная кукла) появляется в группе один раз в неделю. Работа с ними идет поэтапно. Волшебник знакомится с детьми, рассказывает о себе, о том, что умеет делать, играет с детьми. После дети сочиняют сказку про волшебника, или в водят в сказочный текст определенного волшебника – «Увеличения и Уменьшения», «Дробления и Объединения», «Оживления и Окаменения», «Волшебник изменения времени», «Наоборот», «Могу только и Могу все».

Алгоритм составления сказочного текста :

1. Выбор объекта.

2. Характеристика объекта (по признакам).

3. Выбор приема фантазирования (волшебника)

4. Фантастическое преобразование объекта (в ходе обсуждений дети приходят к определенному образу).

5. Оценка произведенного образования с позиции хорошо – плохо.

6. Итог: совместно с детьми приходим к мнению, что преобразование объекта происходит на некоторое время, а потом возвращается назад.

7. Выбираем название сказки.

Одна из сказок представлена ниже.

Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»

«Как ромашка стала каменной».

Жила – была ромашка на лугу. И было у нее много друзей: колокольчики, маки, ромашки,деревья, каждый день им светило солнышко. Однажды мимо проходил Волшебник Оживления и Окаменения, он был злым. Он окаменил ромашку и ее друзей. И стали они каменными. Тогда все пчелы, шмели растроились, им негде стало собирать нектар. И жучки паучки все растроились, им негде было прятаться.

Тогда они полетели искать Волшебника Оживления и Окаменения. Летели, летели и нашли его. Они спели ему добрую песенку и он стал добрым. Стали они просить оживить ромашку и все цветы, и травку, и деревья, которые он окаменил.

Волшебник Оживления и Окаменения оживил всё. И стали они радоваться и жить счастливо.

Используемая литература.

1. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009.

3. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками : под ред. Л. А. Венгера. – М. : ИНТОР, 1996.

4. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд. перераб. – СПб. : Питер, 2009.

5. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2007.

6. Т. А. Сидорчук. Технология обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания. – С

Публикации по теме:

Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное.

Отчет по плану самообразования за 2014–2015 год «Развитие творческого воображения» Управление образования Альметьевского Муниципального района РТ Отчет по плану самообразования на тему : «Развитие творческого воображения.

Педагогический проект «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Педагогический проект на тему: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в.

Развитие творческого воображения с помощью ручного труда Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Васильевна Ваньшина. Я работаю воспитателем в структурном подразделении ГБОУ.

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ Введение Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во.

Развитие творческого воображения дошкольника «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» И. Сухомлинский Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным,.

Развитие творческого воображения у детей (опыт работы) Развитие творческого воображения у детей (опыт работы) Детство – это время сказок, придуманных историй и вымышленных героев. Именно в этот.

Развитие творческого воображения у детей с ЗПР с помощью нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческого воображения у детей с ЗПР с помощью нетрадиционных техник рисования Воображение и фантазия-это важнейшая сторона жизни каждого ребенка,но их необходимо постоянно развивать. Воображение возникает и развивается.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Развитие творческого воображения» Цель: Познакомить детей с игрой «Хорошо - плохо», способствовать осознанию ими объективного существования мира. Формировать умение логически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»
Опубликовано: 4 октября 2015 в 22:18
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мальцева (УИ 353729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД