Получи документы

Семинар практикум «Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой»

Светлана Анатольевна Антон
Семинар практикум «Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

На тему: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников зимой на прогулке»

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы «Ромашка»

Антон Светлана Анатольевна

г. Наро-Фоминск

2016г

Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.

Публикация «Семинар практикум „Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой“» размещена в разделах

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности наши дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.

Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.

Я хочу вам сегодня рассказать о таком виде познавательно-исследовательской деятельности как прогулки в зимний период времени.

Все мы знаем, что прогулка в любое время года – это способ познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных. Так же хочу напомнить - прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение.

Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать.

Мы с вами имеем возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности.

Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда.

В зимний период снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей на прогулке. Из заранее заготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый не глубокий лабиринт для разнообразных игр.

В прочно сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания. По краям площадки расположить ледяные дорожки для скольжения на ногах. Обледенелые места посыпаются песком. В зимних условиях подходят упражнения: ходьба по следам с подниманием коленей; приставными шагами вправо и влево, вокруг сугроба; восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также практическая исследовательская деятельность.

На прогулке также появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями: изучение свойств снега и льда: "Превращение снега и льда в воду", "Бывает ли снег чистым? ", "Когда лёд не бывает скользким? ", "Когда можно лепить из снега, "Как появляются солнечные зайчики? "," Как появляется тень, " Где можно найти воду? ", " Какой формы вода? ".

А как вы думаете почему дети любят ставить эксперименты? Делают они это потому, что им присуще наглядно- действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.

Для поддержания исследовательского интереса у детей необходимо сотрудничество с родителями. Для родителей (законных представителей) можно организовать беседы на темы: «Прогулка с детьми в природу», «Развивайте детскую любознательность», разместить памятку на информационном стенде «Зимние подвижные игры на улице со снегом»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и т. д.

Организованная с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

Подводя итог вышесказанному, можно точно сказать – любопытство и любознательность дошкольников нужно удовлетворять.

Цель зимней прогулки - сформировать целостную картину мира, развить познавательно-исследовательскую деятельность, кругозора детей.

Задачи прогулки :

1. Дать представление о свойствах снега: белый, лёгкий, пушистый, сыпучий, липкий.

2. Формировать у детей навык наблюдательности.

3. Побуждать к экспериментированию.

4. Развивать двигательную активность детей на прогулке через подвижные игры.

5. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.

Наша прогулка всегда начинается с того, что вместе с детьми вспоминаем о том, какое сейчас время года, находим признаки зимы в окружающей нас природе, отгадываем загадки о зиме, вспоминаем стихи, отмечаем состояние погоды.

В морозный день обращаю внимание детей, какой чистый, свежий воздух. Наблюдаем за снегопадом, как кружится, падает снег. Рассматриваем снежинки. Измеряем с помощью специально- заготовленной палочки глубину снежных сугробов.

С детьми мы наблюдаем, как после снегопада меняется всё вокруг: всё покрыто снегом, становится светлее и чище, деревья запорошены снегом, снег разукрасил их. Любуемся этой красотой. Снег блестит, сверкает на солнце, в морозную погоду скрепит под ногами.

Так же я напоминаю детям о том, что нужно беречь деревья, обращаю внимание на то, что деревья зимой отдыхают, не растут и не цветут, но они живые – и играть около них нужно аккуратно, так как зимой веточки на деревьях и кустарниках очень хрупкие и их можно легко поломать.

Во время прогулки провожу с детьми беседу о защитных свойствах снега. Объясняю детям, как правильно сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, чтобы уберечь их от вымерзания.

С детьми мы проводим опыты со снегом, развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы. Детям очень нравится рассматривать следы на снегу, рисовать палочками узоры на снегу.

После сильного снегопада, перед тем, как расчищать на участке снег, на свежевыпавшем снеге мы находим и рассматриваем следы, определяем чьи они, кто их оставил, куда они ведут. Проводим игры «Мы следопыты», «Идём по следу», «Узнай по следу».

На каждой прогулке мы вместе с детьми не забываем провести наблюдения за птицами, прилетающими на участок к кормушкам, наблюдаем за их повадками. Учим различать их по окраске оперения. Проводим игры «Узнай птицу по описанию». Я напоминаю детям, что зимой птицам страшен не только холод, но и голод, поэтому мы подкармливаем зимующих птиц. Аккуратно расчищаем пушистый снег с кормушек, насыпаем корм: зёрна, крошки сухого хлеба.

Снег прекрасный строительный материал. Зимой ребята очень любят играть со снегом: лепить снежки, строить снежные постройки, кататься с горки.

Во время игр со снегом рассказываю детям об изменениях свойств снега при повышении или понижении температуры воздуха. У детей складываются представления о свойствах снега: он белый, холодный, из него можно лепить.

Ребятам очень интересно на зимней прогулке экспериментировать.

Вместе с детьми мы вспоминаем свойства льда: он твёрдый, гладкий, прозрачный, скользкий. Дети, взяв в руки сосульки, могут почувствовать, что они холодные, твёрдые, выскальзывают из рук, а от тепла начинают таять.

На прогулке мы играем в подвижные игры. Детям это очень нравится!

Вот так проходят у нас прогулки.

Игры со снегом №1

Цель: Продолжать знакомить со свойствами снега

Содержание: Предложить детям побыть метелицей, добрым морозом- зачерпнуть пригоршню снега и подбросить его вверх и покрыть кусты. Во время этой игры мы наблюдаем как красиво он кружится и ложится снежным покрывалом. Какой снег? (эту игру можно провести как эксперимент если ее проводить в разные температурные режимы).

Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).

«Что такое снег?»

«Сходства и различия льда и снега»

«Почему снег сильно скрипит в мороз?»

«Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?»

«Что такое снег, как он получается?»

«Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?»

Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель)

Простое рассматривание отдельных снежинок

Показать детям многообразие форм снежинок: звездочки, цветочки, иголочки. Обратить внимание на цвет, размер.

Простое рассматривание: «Падает снег» Обратить внимание на зимние явления природы. Расширение словарного запаса: снегопад, сугробы, метель; падает тихо, сыплет хлопьями, метет, завывает, кружит.

Опыт со снегом

Цель: Закрепить знания о качествах и свойствах снега.

Содержание: В конце прогулки предложить детям взять немного снега на ладошку. Какой снежок? Что чувствуете? Куда делся снег? Он растаял, «боится» тепла.

Игры-эксперименты со снегом №2

Цель: Развивать познавательную деятельность при игре со снегом.

Содержание: В морозный день предложить скатать снеговика. Почему не получается? Какая сегодня погода? В мороз снег не липкий, он рассыпается.

Игры-эксперименты со льдом

Цель: Познакомить детей со свойствами льда: твёрдый, гладкий, скользкий.

Содержание: Предложить детям пройти по гладким ледяным дорожкам. Скольжение. Почему вы падаете? Какой лёд?

Опыт со снегом

Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега: в тепле тает.

Содержание: Занести с прогулки немного снега на блюдце в группу. Через некоторое время рассмотреть. Где же наш снежок? Куда подевался? Почему растаял? В группе тепло, на улице холодно. Снег любит холод, а тепло не любит.

Манипулирование со снегом

- удерживание снежинок на рукавичке;

- удерживание снежинок на ладони;

Цель: познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает от тепла, рассыпается, легкий, разлетается, тяжелый, липкий, можно лепить. Учить отвечать на поисковые вопросы, делать предположения, рассуждать

Беседа о снеге.

Цель: совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лё д холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег;

Обогатить словарный запас детей

Беседа по безопасности на тему: «Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).

Беседа «Осторожно, гололед!»

Цель: Познакомить обучающихся с правилами безопасного поведения при гололеде.

Чтение художественной литературы,

Художественно - эстетическая деятельность Слушание песни «Метелица»

Слушание аудио - записи метель, вьюга, пурга.

Физкультурно - оздоровительная деятельность зимой на прогулке - Подвижные игры «Защити крепость», «Берегись, заморожу!», «Два мороза».

Подвижная игра с бросанием «Кто дальше бросит снежок?» Цель: развивать ловкость, глазомер.

Малоподвижные игры «Чья крепость выше».

«Полоса препятствий», «Эстафета»

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «Из следа в след» - ходьба по снегу.

Подвижные игры

«Два мороза»

Цель: Прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми.

Содержание: На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:

Я Мороз — Красный нос, Я Мороз- Синий нос! Кто из вас решится, в путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.

Подвижная игра «Вот сидит наш пес Барбос»

Цель: Развитие внимания, ловкости быстроты реакции.

Содержание: Ребенок с маской собачки.

Ход: Ребенок «собачка», которая «спит».

Дети идут в его сторону со словами:

Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос

(дети подходят к собачке).

Ну, Барбос скорей вставай!

И ребяток догоняй. «Собачка просыпается» догоняет детей,

Дети убегают.

«Берегись, заморожу!»

Цель:

- упражнять умения быстро действовать по сигналу.

- развивать координацию движений.

- воспитывать интерес к играм.

Содержание: Дети считалкой выбирают Мороза. Он уходит в сторону и "засыпает". На противоположной стороне площадки "дом" детей. Пока Мороз «спит», дети бегают, а когда просыпается говорит:

" Берегись, заморожу!" Дети должны быстро прибежать и спрятаться в "домике".

Кого Мороз догоняет, того отводит в свой дом. Когда в его домике окажется 2-3 ребенка,

выбирают нового Мороза.

В результате проведения познавательно-исследовательский деятельности в течении зимнего времени года у детей появится определенный запас знаний:

- снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная;

- снежинки имеют разную форму;

- снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;

- зимние явления природы называются: снегопад, метель, вьюга;

- на снегу отпечатываются следы;

- снег бывает мягким, пушистым или рыхлым, тяжелым, липким;

- из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;

- из твердого снега можно вырезать фигурки;

- снег от тепла превращается в воду;

- снег холодный, брать его голыми руками нельзя, есть его нельзя.

В ближайшем будущем я планирую провести с детьми игру под названием «Снежные сокровища» – игра-приключение на прогулке зимой.

Эта игра поможет детям познакомиться с понятиями план и карта, научить их ориентироваться на местности, распознавать условные обозначения.

Игра требует предварительной подготовки:

• Нужно нарисовать план участка, нанести условные обозначения (стрелки, шаги).

• На этой карте наноситься крестиком место где спрятан «клад».

Дети перед прогулкой неожиданно с воспитателем находят письмо с картой. Воспитатель предлагает найти «сокровища».

Можно увеличить территорию поиска и только показать карту, а не отдавать совсем – пусть ищут «клад» по памяти. (Первый раз это можно провести на своем участке, затем на территории детского сада.)

В заключении хочу еще раз напомнить, что ребё нку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это - ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

Используемая литература

1. Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М., 2005.

2. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – М., 2007.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013.

4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. «Сфера» ,2009.

5. Нищева Н. В. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. - СПб, 2013.

6. Железнова Е. Р. «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников» «Детство-Пресс» 2013г. ,

Публикации по теме:

Познавательно исследовательская деятельность в экспериментах с солью Цель: познакомить детей со свойствами и применением соли. Задачи: Образовательные: Способствовать расширению знаний о полезных ископаемых.

Исследовательская деятельность «Наблюдение за насекомыми осенью на прогулке» (старшая группа)Исследовательская деятельность «Наблюдение за насекомыми осенью на прогулке» (старшая группа) Цель: Систематизировать представления дошкольников о поведении насекомых осенью. Задачи: 1. Расширять знания воспитанников о насекомых и.

Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке .

Познавательно-исследовательская деятельность «Падают листочки» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность» Добрый день, уважаемые коллеги!Вот и настал новый учебный год. Впереди нас всех ждет разработка новых планов, конспектов, подготовка презентаций.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Внедрение ИКТ в деятельность ДОО» «Внедрение ИКТ в деятельность ДОО» Цель: Познакомить педагогов с основами информационно – компьютерной деятельности, определение места.

Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельностиСеминар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности Семинар – практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности. Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием,.

Семинар — практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить.

Семинар-практикум «Совместная деятельность педагога с детьми» .

Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет Доклад на педагогическом совете «Познавательно - исследовательская деятельность в группах детей 5-6 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар практикум «Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой»
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 23:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар практикум «Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Анатольевна Антон (УИ 505848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД