Светлана Анатольевна Антон
Семинар практикум «Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
На тему: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников зимой на прогулке»
Подготовила:
воспитатель подготовительной группы «Ромашка»
Антон Светлана Анатольевна
г. Наро-Фоминск
2016г
Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.
Публикация «Семинар практикум „Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности наши дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.
Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
Я хочу вам сегодня рассказать о таком виде познавательно-исследовательской деятельности как прогулки в зимний период времени.
Все мы знаем, что прогулка в любое время года – это способ познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных. Так же хочу напомнить - прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение.
Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать.
Мы с вами имеем возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности.
Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда.
В зимний период снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей на прогулке. Из заранее заготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый не глубокий лабиринт для разнообразных игр.
В прочно сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания. По краям площадки расположить ледяные дорожки для скольжения на ногах. Обледенелые места посыпаются песком. В зимних условиях подходят упражнения: ходьба по следам с подниманием коленей; приставными шагами вправо и влево, вокруг сугроба; восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также практическая исследовательская деятельность.
На прогулке также появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями: изучение свойств снега и льда: "Превращение снега и льда в воду", "Бывает ли снег чистым? ", "Когда лёд не бывает скользким? ", "Когда можно лепить из снега, "Как появляются солнечные зайчики? "," Как появляется тень, " Где можно найти воду? ", " Какой формы вода? ".
А как вы думаете почему дети любят ставить эксперименты? Делают они это потому, что им присуще наглядно- действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.
Для поддержания исследовательского интереса у детей необходимо сотрудничество с родителями. Для родителей (законных представителей) можно организовать беседы на темы: «Прогулка с детьми в природу», «Развивайте детскую любознательность», разместить памятку на информационном стенде «Зимние подвижные игры на улице со снегом»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и т. д.
Организованная с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Подводя итог вышесказанному, можно точно сказать – любопытство и любознательность дошкольников нужно удовлетворять.
Цель зимней прогулки - сформировать целостную картину мира, развить познавательно-исследовательскую деятельность, кругозора детей.
Задачи прогулки :
1. Дать представление о свойствах снега: белый, лёгкий, пушистый, сыпучий, липкий.
2. Формировать у детей навык наблюдательности.
3. Побуждать к экспериментированию.
4. Развивать двигательную активность детей на прогулке через подвижные игры.
5. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.
Наша прогулка всегда начинается с того, что вместе с детьми вспоминаем о том, какое сейчас время года, находим признаки зимы в окружающей нас природе, отгадываем загадки о зиме, вспоминаем стихи, отмечаем состояние погоды.
В морозный день обращаю внимание детей, какой чистый, свежий воздух. Наблюдаем за снегопадом, как кружится, падает снег. Рассматриваем снежинки. Измеряем с помощью специально- заготовленной палочки глубину снежных сугробов.
С детьми мы наблюдаем, как после снегопада меняется всё вокруг: всё покрыто снегом, становится светлее и чище, деревья запорошены снегом, снег разукрасил их. Любуемся этой красотой. Снег блестит, сверкает на солнце, в морозную погоду скрепит под ногами.
Так же я напоминаю детям о том, что нужно беречь деревья, обращаю внимание на то, что деревья зимой отдыхают, не растут и не цветут, но они живые – и играть около них нужно аккуратно, так как зимой веточки на деревьях и кустарниках очень хрупкие и их можно легко поломать.
Во время прогулки провожу с детьми беседу о защитных свойствах снега. Объясняю детям, как правильно сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, чтобы уберечь их от вымерзания.
С детьми мы проводим опыты со снегом, развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы. Детям очень нравится рассматривать следы на снегу, рисовать палочками узоры на снегу.
После сильного снегопада, перед тем, как расчищать на участке снег, на свежевыпавшем снеге мы находим и рассматриваем следы, определяем чьи они, кто их оставил, куда они ведут. Проводим игры «Мы следопыты», «Идём по следу», «Узнай по следу».
На каждой прогулке мы вместе с детьми не забываем провести наблюдения за птицами, прилетающими на участок к кормушкам, наблюдаем за их повадками. Учим различать их по окраске оперения. Проводим игры «Узнай птицу по описанию». Я напоминаю детям, что зимой птицам страшен не только холод, но и голод, поэтому мы подкармливаем зимующих птиц. Аккуратно расчищаем пушистый снег с кормушек, насыпаем корм: зёрна, крошки сухого хлеба.
Снег прекрасный строительный материал. Зимой ребята очень любят играть со снегом: лепить снежки, строить снежные постройки, кататься с горки.
Во время игр со снегом рассказываю детям об изменениях свойств снега при повышении или понижении температуры воздуха. У детей складываются представления о свойствах снега: он белый, холодный, из него можно лепить.
Ребятам очень интересно на зимней прогулке экспериментировать.
Вместе с детьми мы вспоминаем свойства льда: он твёрдый, гладкий, прозрачный, скользкий. Дети, взяв в руки сосульки, могут почувствовать, что они холодные, твёрдые, выскальзывают из рук, а от тепла начинают таять.
На прогулке мы играем в подвижные игры. Детям это очень нравится!
Вот так проходят у нас прогулки.
Игры со снегом №1
Цель: Продолжать знакомить со свойствами снега
Содержание: Предложить детям побыть метелицей, добрым морозом- зачерпнуть пригоршню снега и подбросить его вверх и покрыть кусты. Во время этой игры мы наблюдаем как красиво он кружится и ложится снежным покрывалом. Какой снег? (эту игру можно провести как эксперимент если ее проводить в разные температурные режимы).
Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).
«Что такое снег?»
«Сходства и различия льда и снега»
«Почему снег сильно скрипит в мороз?»
«Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?»
«Что такое снег, как он получается?»
«Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?»
Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель)
Простое рассматривание отдельных снежинок
Показать детям многообразие форм снежинок: звездочки, цветочки, иголочки. Обратить внимание на цвет, размер.
Простое рассматривание: «Падает снег» Обратить внимание на зимние явления природы. Расширение словарного запаса: снегопад, сугробы, метель; падает тихо, сыплет хлопьями, метет, завывает, кружит.
Опыт со снегом
Цель: Закрепить знания о качествах и свойствах снега.
Содержание: В конце прогулки предложить детям взять немного снега на ладошку. Какой снежок? Что чувствуете? Куда делся снег? Он растаял, «боится» тепла.
Игры-эксперименты со снегом №2
Цель: Развивать познавательную деятельность при игре со снегом.
Содержание: В морозный день предложить скатать снеговика. Почему не получается? Какая сегодня погода? В мороз снег не липкий, он рассыпается.
Игры-эксперименты со льдом
Цель: Познакомить детей со свойствами льда: твёрдый, гладкий, скользкий.
Содержание: Предложить детям пройти по гладким ледяным дорожкам. Скольжение. Почему вы падаете? Какой лёд?
Опыт со снегом
Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега: в тепле тает.
Содержание: Занести с прогулки немного снега на блюдце в группу. Через некоторое время рассмотреть. Где же наш снежок? Куда подевался? Почему растаял? В группе тепло, на улице холодно. Снег любит холод, а тепло не любит.
Манипулирование со снегом
- удерживание снежинок на рукавичке;
- удерживание снежинок на ладони;
Цель: познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает от тепла, рассыпается, легкий, разлетается, тяжелый, липкий, можно лепить. Учить отвечать на поисковые вопросы, делать предположения, рассуждать
Беседа о снеге.
Цель: совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лё д холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег;
Обогатить словарный запас детей
Беседа по безопасности на тему: «Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).
Беседа «Осторожно, гололед!»
Цель: Познакомить обучающихся с правилами безопасного поведения при гололеде.
Чтение художественной литературы,
Художественно - эстетическая деятельность Слушание песни «Метелица»
Слушание аудио - записи метель, вьюга, пурга.
Физкультурно - оздоровительная деятельность зимой на прогулке - Подвижные игры «Защити крепость», «Берегись, заморожу!», «Два мороза».
Подвижная игра с бросанием «Кто дальше бросит снежок?» Цель: развивать ловкость, глазомер.
Малоподвижные игры «Чья крепость выше».
«Полоса препятствий», «Эстафета»
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «Из следа в след» - ходьба по снегу.
Подвижные игры
«Два мороза»
Цель: Прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми.
Содержание: На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:
Я Мороз — Красный нос, Я Мороз- Синий нос! Кто из вас решится, в путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.
Подвижная игра «Вот сидит наш пес Барбос»
Цель: Развитие внимания, ловкости быстроты реакции.
Содержание: Ребенок с маской собачки.
Ход: Ребенок «собачка», которая «спит».
Дети идут в его сторону со словами:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос
(дети подходят к собачке).
Ну, Барбос скорей вставай!
И ребяток догоняй. «Собачка просыпается» догоняет детей,
Дети убегают.
«Берегись, заморожу!»
Цель:
- упражнять умения быстро действовать по сигналу.
- развивать координацию движений.
- воспитывать интерес к играм.
Содержание: Дети считалкой выбирают Мороза. Он уходит в сторону и "засыпает". На противоположной стороне площадки "дом" детей. Пока Мороз «спит», дети бегают, а когда просыпается говорит:
" Берегись, заморожу!" Дети должны быстро прибежать и спрятаться в "домике".
Кого Мороз догоняет, того отводит в свой дом. Когда в его домике окажется 2-3 ребенка,
выбирают нового Мороза.
В результате проведения познавательно-исследовательский деятельности в течении зимнего времени года у детей появится определенный запас знаний:
- снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная;
- снежинки имеют разную форму;
- снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;
- зимние явления природы называются: снегопад, метель, вьюга;
- на снегу отпечатываются следы;
- снег бывает мягким, пушистым или рыхлым, тяжелым, липким;
- из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;
- из твердого снега можно вырезать фигурки;
- снег от тепла превращается в воду;
- снег холодный, брать его голыми руками нельзя, есть его нельзя.
В ближайшем будущем я планирую провести с детьми игру под названием «Снежные сокровища» – игра-приключение на прогулке зимой.
Эта игра поможет детям познакомиться с понятиями план и карта, научить их ориентироваться на местности, распознавать условные обозначения.
Игра требует предварительной подготовки:
• Нужно нарисовать план участка, нанести условные обозначения (стрелки, шаги).
• На этой карте наноситься крестиком место где спрятан «клад».
Дети перед прогулкой неожиданно с воспитателем находят письмо с картой. Воспитатель предлагает найти «сокровища».
Можно увеличить территорию поиска и только показать карту, а не отдавать совсем – пусть ищут «клад» по памяти. (Первый раз это можно провести на своем участке, затем на территории детского сада.)
В заключении хочу еще раз напомнить, что ребё нку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это - ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.
Используемая литература
1. Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М., 2005.
2. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – М., 2007.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. «Сфера» ,2009.
5. Нищева Н. В. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. - СПб, 2013.
6. Железнова Е. Р. «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников» «Детство-Пресс» 2013г. ,