Наталья Ревинская
Семинар — практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива МДОУ для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
2. Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования
3. Способствовать творческому поиску
Публикация «Семинар — практикум „Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Предварительная работа:
1. Подготовка информационного стенда о планируемом семинаре-практикуме;
2. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства игры в детском саду;
3. Разработка сценария;
4. Изготовление оборудования;
5. Подготовка проекта решения семинара-практикума;
Оборудование:столы и стулья для команд- участников, карточки с вопросами, мольберт.
План:
1. История возникновения метода проектов в педагогике.
2. Виды проектной деятельности.
3. Структура проекта. Его основные требования.
Введение.
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Но не будем забегать столь далеко, обратимся вначале к истории возникновения метода проектирования.
История возникновения метода проектов в педагогике.
Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США, Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоя-нием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В. Х. Килпатрика "Метод проектов" (1918, в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел".
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Развитие метода проектов в школах России связано также с именами таких педагогов, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др.
Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации тру-да, распределения сил и средств и т. д.
После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (например, проект "Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан"). Между тем однобокое увле-чение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постанов лением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.
В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения, В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С, Полат в учебном пособии "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования" .
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиевым и Е. Евдокимовой и др.).
Проектная деятельность является достаточно новым направлением работы дошкольных учреждений. Эта проблема еще не достаточно хорошо изучена. В настоящее время описан опыт работы по реализации исследовательских проектов младшими школьниками и старшими дошкольниками А. И. Савенковым (2000, старшими дошкольниками под руководством А. Данюковой (2001). Внедрение экологических проектов дошкольниками рассматривают С. Н. Николаева и Н. А. Рыжова (2002). Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников и младших школьников изучает Б. В. Хозиев (2002). Использованием проектной деятельности как формы организации познания детей дошкольного возраста занимается Евдокимова Е. (2003). Коллектив педагогов ДОУ № 183 г. Москвы успешно применяет метод проектов в деятельности дошкольного учреждения (2003).
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.
Сегодня метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями.
Подведем итоги! Так что же такое метод проектов?
Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Итог:
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис-следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,
то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в инфор-мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI в., которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Рассмотрев предысторию возникновения метода проектов в педагогике, обратимся к существующим видам проектов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы:
по целевой установке,
по количеству участников проекта,
по срокам реализации.
По целевой установке:
1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
Например.
Проект «Природа – наш дом»
Цель: формировать экологическое сознание и чувства уважения к планете земля, своей родине, вызвать желание созидательно взаимодействовать с природой, развивать творческие способности детей, воспитывать экологически осознанное отношение к природе.
Содержание: Работа по проекту проходила во время подготовки детей к празднику «День Земли»
Подготовительный этап:
- Рассказ детям «Почему люди стали отмечать день Земли»;
- Оформление папки-передвижки для родителей «Работаем по проекту»;
- Подборка и выставка книг по экологическому воспитанию.
Исследовательско-творческий этап:
- занятия по экологии на природоохранные темы:
«Почему цветок плачет?»;
Что могла рассказать бы планета Земля, если бы вдруг заговорила?»;
Тайна лесной поляны».
- Экскурсии в лес;
- Труд в уголке природы и на участке детского сада;
- Чтение художественной литературы;
- Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
— «Путешествие в подводное царство»;
— «Зоологический магазин»;
— «Зоопарк» и т. д.
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключаются родители, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатели предлагают детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатели всегда могут предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный, в детском саду прошло театрализованное представление «С днем рождения. Земля». На защиту были приглашены гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.
В завершении следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта всегда яркая, интересная и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения
3. информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Данный тип проектов требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкая, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
По количеству участников проекта :
• комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
• межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
• творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
• групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
• индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
• исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По срокам реализации:
• краткосрочными (одно или несколько занятий);
• средней продолжительности («Я и моя семья в течение полугода);
• долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:
• определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
• разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
• определяют прогнозируемый результат;
• обсуждают проект с родителями;
• выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
• определяют содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т. д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т. д.
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Заключение
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении :
1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
3. Происходит смена стиль общения взрослого с ребенком.
4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога
Педагогическая игра-импровизация
"Кто хочет стать знатоком проектного метода?"
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.
Оборудование: карточки, на которых обозначены этапы проекта, медали победителей.
Алгоритм игры:
• вводная информация ведущего игры;
• оборудование "игровой площадки";
• ознакомление участников с правилами игры;
• проведение игры;
• рефлексия.
Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры "Кто хочет стать знатоком проектного метода?". Вам как игрокам будут предложены девять вопросов. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо быстро один ответ. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода (1 или 2 степени)".
• Вопросы игрокам:
1. Что такое педагогическое проектирование?
-дань моде; - догма профессиональной деятельности педагога;
- вид педагогической деятельности
2. Место эпиграфа в структуре проекта :
-начале;
-в середине;
-им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
-коллективный;
-исследовательский;
-долгосрочный
4. Что такое гипотеза?
-короткая аннотация проекта;
-опасение педагога о неудачной реализации проекта;
-предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Кто является основоположником проектного метода?
-американский педагог демократ Джон Дьюи;
- великий русский педагог К. Д. Ушинский;
- французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
-реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
-выдвижение гипотезы;
-открытый показ деятельности по теме проекта.
7. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
-репродуктивный;
- поисковый;
-творческий.
8. Какое содержание педагогической деятельности является характерным для подготовительного этапа?
• Определение средств необходимых для реализации проекта;
• Составление перспективных планов.
• Определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Презентация полученных результатов.
9. Презентуя проект, педагог должен:
- показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
- проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособие которое окажет практическую помощь коллегам;
- привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.
10. Вид проекта, характеризующийся в основном экспериментальной деятельностью детей, результаты которого оформляются в виде газет, коллажей, детского дизайна.
- информационно-практико-ориентированный
- исследовалельско-творческий
- ролево-игровой
11. Назовите виды проектов по целевой установке?
12. Назовите виды проектов по количеству участников?
13. Назовите виды проектов по срокам реализации?
14. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для заключительного этапа?
• Определение средств необходимых для реализации проекта;
• Подведение итогов, прогноз на будущее.
• Определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Презентация полученных результатов.
15. Вид проекта, характеризующийся организацией творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы?
16. Приведите пример исследовательско - творческого вида проекта?
17. Приведите пример индивидуального вида проекта?
18. Приведите пример ролево-игрового вида проекта?
19. Назовите структурные компоненты проектного метода?
20. Нужна ли проектная деятельность в ДОУ? Обоснуйте почему?
21. Проектная деятельность – это…
- форма продуктивной деятельности.
- инициативный тип индивидуального или коллективного поведения.
- особый способ существования.
22. Структура проекта- это.
- форма продуктивной деятельности.
- последовательность этапов любого проекта.
- желаемый конечный результат.
Приложение
Матрица проекта
1. Название проекта :___
2. Тематическое поле:___
3. Проблема:___
4. Цель:___
5. Задачи:___
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) :
7. Описание продукта, полученного в результате проекта :___
8. Вид проекта :___
9. Состав участников:___
10. Межпредметные связи:
Название раздела программы Содержание Задачи
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :___
12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :___
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый
Аналитический
Практический
Презентационный
Контрольный
14. Организационные формы работы над проектом :
Формы работы Сроки
Занятия
Наблюдения
Экспериментирование,
моделирование
Экскурсии
Самостоятельная работа с родителями
Групповое обсуждение
15. Форма проведения презентации:___