Инна Золотухина
Семинар-практикум на тему «Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Рассмотреть понятие «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода.
2. Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».
3. Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать? Нам разобраться в этом поможет игра «Осенняя корзина».
Игра «Осенняя корзина».
Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».
Оборудование: Корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т. д.
Ход: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме.
Педагоги выбирают любой предмет из осенней корзины и в течение 5 -10 минут придумывают, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. Раздаются листочки с названием образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»).
Подводятся результаты, делаются выводы.
Проанализировать и воспринять проблему интеграции мы попробуем, используя метод «Шести шляп».
Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления. Рассмотрим проблемы в выбранном цвете шляпы.
Белая Шляпа символизирует "информацию". Представьте себе белый цвет и бумагу. Надев Белую Шляпу, все сосредоточиваются на информации.
Формулируются ответы на вопросы:
* Какая информация у нас есть?
* Какая информация нам нужна?
* Какие вопросы мы хотим решить?
* Как нам получить нужную информацию?
Красная Шляпа - это эмоции, чувства и интуиция. Представьте себе красный цвет, огонь и тепло. Надев Красную Шляпу, все имеют право выразить свои эмоции и дать волю интуиции, не объясняя и не оправдывая их. Все это есть в человеке и поэтому нуждается в выходе.
* Какие чувства у меня это вызывает?
* Моя интуиция говорит.
* У меня такое ощущение.
* Это меня раздражает.
* Есть сомнения.
То, что Красная Шляпа идёт сразу после Белой (постановки проблемы, очень ценно - во-первых, интуитивные соображения предшествуют рациональным и не забиваются ими (и это вообще соответствует порядку того, как в нас происходят акты сознания, во-вторых, все имеют возможность выпустить эмоции в самом начале и не отвлекаться на них в дальнейшем.
Черная Шляпа предназначена для мышления осторожного, дотошного и критического. Представьте себе черный цвет и судейскую мантию. Надев Черную Шляпу, мы размышляем о "худшей стороне"; по какой причине что-то может не получиться; какие могут возникнуть проблемы. Это "критическая" шляпа.
* Уложится ли это в наш бюджет?
* Этично ли это?
* Будет ли это работать?
* Что может пойти не так?
* Чем мы рискуем?
Черная Шляпа позволяет думающим дать полную волю своей осторожности и пессимизму. Это соответствует и естественному поведению мозга, и культуре критического мышления. Черная Шляпа - очень хороша и, возможно, является самой важной из шляп. Это основа всей западной культуры мышления. Главное, чтобы с ней не переусердствовали те, кто считает, что Критичным Быть Достаточно.
Как видно, Чёрная Шляпа позволяет приземлить полёт фантазии Красной Шляпы и отсечь явно нереалистичные решения.
Желтая Шляпа - это "логический позитив". Надев Желтую Шляпу, мы ищем ценности и выгоды. Мы стремимся понять, как можно сделать то или иное. Рассуждаем разумно - это не спекуляции на почве творчества. Для конструктивного мышления важно развивать в себе "чувство ценности". Нам дано от природы "чувство опасности", но развить мы должны "чувство ценности".
* Что в этом имеется ценного?
* Какова выгода?
* Как это можно сделать?
* Каковы позитивные аспекты?
Желтая Шляпа гораздо труднее для исполнения и гораздо менее "естественна", чем Черная.
С другой стороны, Жёлтая Шляпа противодействует критичности Чёрной и позволяет вновь воспрять ростку конструктивности и эффективности.
Зеленая Шляпа - это шляпа творчества и энергии. Представьте себе зеленый цвет, растения и процесс роста. Надев Зеленую Шляпу, все присутствующие на гмо совершают попытку творчества. Это время творчества. Зеленая Шляпа побуждает нас искать свежие идеи, альтернативы, модификации идей, новые возможности и т. д.
* Имеется альтернатива.
* Можно изменить идею.
* А что, если поступить так?
* Есть и такая возможность.
* Как подойти к этому иначе?
В обычном мышлении критический подход действителен постоянно. В Зеленой Шляпе он исключается.
Таким образом, Зелёная Шляпа гарантирует, что будут рассмотрены все варианты, даже неочевидные.
Последняя шляпа - Синяя. Представьте себе синеву, небо и общий обзор. Синяя Шляпа организует мышление. Синяя Шляпа выбирает фокус. Синяя Шляпа определяет последовательность надевания остальных Шляп. Синяя Шляпа следит за соблюдением правил Шляп. Синяя Шляпа подводит итоги - последствия, решения, проекты, следующие шаги и т. д.
* О чем мы размышляем?
* Чего мы хотим достичь?
* Каковы будут последствия?
* Можем ли мы принять решение?
* Каков следующий шаг?
Итак, мы выявили несколько проблем, которые можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?»
Сейчас мы проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть салат». Наша задача – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы
Давайте составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:
- Тщательно очистить его
- Украсить салат
- Подать в необычной сервировке
- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели
- Придумать интригующее название
- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
- Убедить в полезности состава ингредиентов.
А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т. е. решить наш главный поисковый вопрос.
Тщательно очистить его Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты
Украсить салат Использовать наглядность, в том числе современные средства
Подать в необычной сервировке Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме
Добавить в салат необычные продукты, например трюфели Интегрировать с другой деятельностью
Придумать интригующее название Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить
Убедить в полезности состава ингредиентов. Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.
Спасибо за внимание!