Татьяна Петрова
Семинар-практикум для родителей логопедической группы «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики в коррекционной логопедической работе" Показ артикуляционной гимнастики и развитие мелкой моторики в старшей логопедической группе.
Цель показа:
Публикация «Семинар-практикум для родителей логопедической группы „Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации логопеда для родителей
- Мелкая моторика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.
Задачи:
1. Ознакомление родителей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.
2. Дать представление о разно плановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей детей.
3. Показать возможность использования артикуляционой гимнастики в развитии познавательно – речевой деятельности детей.
4. Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук.
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.
Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением
Большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Выготского продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).
Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.
Показ артикуляционной гимнастики :
Комплекс артикуляционной гимнастики
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Трубочка. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
7. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
8. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
9. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
10. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
11. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
12. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
13 Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
14. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
15. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
16. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
17. Футбол. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
18. Почистим зубы. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
19. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
20 Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
21. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
22. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
23. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Показ пальчиковой гимнастики :
1. Здравствуй
2. Капуста
3. Хозяйка
4. Грибы
5. Осенние листья
6. Кулачки - ладошки
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.