Елена Новосильнова
Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
по теме
«Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей"
План
1. Занятие №1 (теоретическое) «Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников». (сентябрь)
Публикация «Семинар-практикум „Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Занятие №2 (практическое) «Знакомство с формами работы по развитию мелкой моторики рук. (октябрь)
3. Занятие №3 (практическое) «Планирование НОД с детьми с использованием форм работы по развитию мелкой моторики рук. (ноябрь)
4. Итоговое занятие «Обмен опытом по использованию форм работы с детьми по развитию мелкой моторики рук»
Занятие №1 (теоретическое)
«Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников». (сентябрь)
Цель: Дать представление педагогом о том, как развитие мелкой моторики рук влияет на речь детей. Познакомить с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников
План.
1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитие речи детей дошкольного возраста.
2. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников
Ход занятия
1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитие речи детей дошкольного возраста.
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном развитие речи, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие детей находиться в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка задерживается.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развивается воображение и фантазия.
7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
2. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников
Разнообразные пальчиковые игры можно найти в работах В. И. Селивёрстова, Н. В Нищевой, С. Шанина, А. Гавриловой.
Вот предлагаемый вам список литературы для работы с детьми по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
1) Быкова Н. М. «Игры и упражнения для развития речи». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
2) Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. «Комплексная методика коррекции сложных нарушений речи». – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.
3) Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика». – Москва, 2001.
Никитина А. В. «Сборник пальчиковых игр по лексическим темам (2-3 года;4-5 лет; 6-7 лет)». – СПб. : КАРО, 2009.
4) Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». – СПб. : «Детство-Пресс», 2009.
Прищепа С., Попкова И., Коняхина Г. «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника». – журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005.
5) Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». – Москва, 2003.
6) Семенович А. В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». – Москва, 2002.
7) Савельева Е. А. «Пальчиковые и жестовые игры для дошкольников». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
8) Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». – СПб. : Издательство «Лань», 1999.
9) Шанина С., Гаврилова А. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М. : ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2008.
Занятие №2 (практическое)
«Знакомство с формами работы по развитию мелкой моторики рук». (октябрь)
Цель: Познакомить воспитателей с разнообразными формами работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников
План.
1. Использование народных игр-потешек в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук.
2. Использование пальчиковых игр в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук.
3. Игры с развивающими игрушками.
4. Графические упражнения
5. Упражнения с предметами.
5.1. Упражнения с грецким орехом;
5.2. Упражнения с шестигранным карандашом;
5.3. Упражнение с зубной щеткой