Елена Нестерова
Семинар-практикум для родителей на тему «Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей на тему:
«Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Цель: донести до родителей (законных представителей) необходимость применения пальчиковых игр и упражнений для наилучшего психического и интеллектуального развития ребенка.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей на тему „Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
1. Подвести родителей к осознанию своей роли в развитии сенсомоторных навыков и повышения уровня и речевого развития детей.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
3. Создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
• Форма проведения мероприятия: нетрадиционная.
• Время проведения мероприятия: 40 минут.
• Участники семинара – практикума: учитель – логопед, воспитатели, родители (лица их замещающие, дети.
• Предварительная работа:
1. Индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
2. Оформление памятки для родителей: «Игры для развития мелкой моторики».
3. Консультация для родителей: «Забавы для пальчиков».
• Материал:
- карандаши;
- белый картон;
- пластилин;
- бусины;
- крупа.
Ход семинара – практикума.
(Родители (законные представители) присутствуют на семинаре - практикуме вместе с детьми).
- Здравствуйте уважаемые родители!
- Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.
- Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, как Вы считаете, для чего необходима пальчиковая гимнастика? И, вообще, нужна ли она?
(Ответы родителей).
- Хорошо! А сейчас я немного расскажу Вам о том, для чего необходимо развивать ручки вашего ребенка.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно со в. до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. На кончиках пальцев находится большое количество нервных окончаний, которые стимулируют работу головного мозга. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с древних времен применяются специальные упражнения с каменными и железными шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Рифмованные пальчиковые и жестовые игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Так же они развивают автоматизм движений, и очень пригодятся ребенку при развитии навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний; завязывания шнурков и т. д.).
Движения правой и левой рукой контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, необходимо научить его выполнять те же движения другой рукой.
Можно предложить ребенку пальчиковые игры с разнообразными мелкими подручными предметами – бусинами, карандашами, тканью, бумагой.
Я предлагаю Вам использовать в домашней обстановке следующие виды игр для пальчиков:
1. выкладывание букв из различных материалов.
2. игры с пластилином.
3. игры с бумагой.
4. игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
5. поделки из природного материала.
6. рисование.
7. графические упражнения.
8. шитье, вязание, плетение.
9. игры со счетными палочками.
10. игры на кухне. (приложение 1)
Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.
Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки – сгибания и разгибания пальчиков. Она поможет разогреть ручки ребенка и ввести его в игровую ситуацию.
Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уделять внимание их расслаблению.
В последнее время многие педагоги внедряют массаж пальцев рук. Даже самый примитивный массаж заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Существуют массажные движения, выполняющиеся с помощью простого предмета – карандаша. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
- А сейчас Вы вместе со своими детьми попробуете выполнить некоторые виды массажа для рук с помощью карандаша.
Раздаются детям и родителям по одному карандашу и выдается памятка с видами массажа сопровождающимся веселыми стихами. (приложение 2)
Я очень медленно показываю правильность выполнения того или иного упражнения.
Родители по ходу действий задают свои вопросы. Обговариваем ошибки при выполнении упражнений, для того, чтобы родители вместе с детьми закрепляли правильность выполнения пальчикового массажа.
После выполнения массажа для пальчиков родители вместе с детьми приступили к выполнению следующих упражнений.
- А сейчас мы Вам раздадим картон, на который Вы будете наклеивать разные фигурки или буквы из пластилина, а затем выкладывать на нем бусины, крупу. По вашему усмотрению.
(Совместная работа с родителями вызвала у детей бурю положительных эмоций).
- Уважаемые родители! Помните, что только совместными усилиями мы сможем с Вами добиться положительных результатов в развитии наших детей.
- Если у кого – то возникли вопросы – задавайте!
- Большое спасибо Вам за сотрудничество!