Елена Еговкина
Проект «Я здоровым быть хочу!» Развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с нарушением ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2»
Проект
Тема: «Я здоровым быть хочу!»
Авторы – составители:
педагог-психолог МБДОУ «Д/с №2» Еговкина Елена Владимировна,
воспитатель ГКП МБДОУ «Д/с №2» Вохмянина Татьяна Николаевна
2014г
Актуальность
Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Публикация «Проект „Я здоровым быть хочу!“ Развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с нарушением ОДА» размещена в разделах
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят больного ребёнка в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания.
У детей с ДЦП отмечается :
1. Нарушение координации движения глаз и рук.
2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.
3. Нарушение координации движений, общей психомоторики, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.
6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.
8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.
9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .
10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.
11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.
12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.
Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений.
Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
С 2014 года группу кратковременного пребывания посещают 4 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Именно поэтому возникла необходимость в разработке и проведении комплекса специальных игр и упражнений для детей с нарушением ОДА.
Тип проекта : долгосрочный.
Сроки: октябрь 2014 - май 2015г.
Участники: психолог, воспитатель, дети ГКП с нарушением ОДА, родители.
Цель: развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с нарушением ОДА посредством внедрения комплекса специальных игр и упражнений.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать крупную моторику, способствовать снижению спастичности, мышечного тонуса;
- снижать тревожность, учить доверять педагогу при выполнении упражнений с предметами;
- повышать родительскую компетентность в вопросах необходимости проведения комплекса специальных упражнений и игр;
- расширять знания родителей о способах проведения упражнений в домашних условиях.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
- разработка карт сенсомоторного развития для детей с нарушением ОДА на основе диагностической методики оценки психомоторного развития дошкольника Н. О. Озерецкого и Н. Н. Гуревича;
- проведение диагностики сенсомоторного развития детей ГКП с нарушением ОДА.
Основной
- проведение комплекса специальных упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики, координации движений, снижение мышечного тонуса у детей (в условиях детского сада и дома);
- обмен опытом с родителями по результативности проведения упражнений и игр;
- размещение стендовой информации для родителей.
Заключительный
проведение повторного диагностического среза по картам сенсомоторного развития для определения динамики в развитии детей.
Основные принципы организации работы с детьми
1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство) .
3. Ежедневность (регулярность).
4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений) .
5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.
6. Взаимодействие со всеми специалистами.
Правила организации работы
1. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
2. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
3. Многократное повторение.
4. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
5. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
6. Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .
7. Ребёнку всегда предлагается инструкция.
8. Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .
9. Обязательно поощряйте детей.
Структура проведения занятий:
1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Комплекс физических упражнений.
4. Игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
Ожидаемый результат:
- снижение мышечного тонуса;
- повышение показателей психомоторного развития;
- повышение показателей общей физической подготовки;
- самостоятельное выполнение детьми комплекса упражнений;
- осознание родителями необходимости проведения комплекса упражнений.
Краткая аннотация упражнений
1. Самомассаж. По показу педагога дети разминают массажными движениями некоторые части тела и лица.
2. Комплекс пальчиковых игр.
Игры подобраны в соответствии с лексическими темами, к каждой игре есть описание (как выполнять).
3. Комплекс физических упражнений.
Упражнения подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей, проводятся с разной интенсивностью и частотой, задействуют работу всех групп мышц.
4. Упражнения с предметами.
Чередуются упражнения с мячом, обручами, массажными ковриками. Проводятся как в паре с педагогом, так и самостоятельно.
5. Игры с игрушками-самоделками.
Игры изготовлены из подручного материала, просты в применении, способствуют развитию воображения, т. к. предполагают множество вариантов использования.
Результаты диагностики:
Первичная диагностика (октябрь, январь)
100% (4 ребенка) – низкий уровень
Итоговая диагностика (май)
50% (1 ребенок) – средний уровень
50% (1 ребенок) – уровень ниже среднего