Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Заботимся о речи наших дошколят»

Тамара Николаева
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Заботимся о речи наших дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи семинара-практикума:

• расширить представления о значимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста;

• обозначить требования к оборудованию и месту проведения гимнастики;

• уточнить виды артикуляционных упражнений;

• самостоятельно, следуя описанию, научиться выполнять комплексы упражнений;

• расширить представления о способах проведения артикуляционных упражнений;

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей детского сада „Заботимся о речи наших дошколят“» размещена в разделах

• научиться проводить диагностику речевого развития с помощью дидактического материала, разработанного в соответствии с этапами речевого онтогенеза;

• уметь правильно провести оценку речи ребенка.

Для чего необходимо проводить арт. гимнастику

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами.

К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки, язык.

В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточная подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнегого возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Все звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха, следовательно, недостаточно только научиться правильно выполнять упражнения, очень важно добиться правильного речевого дыхания. В случае если ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то и воздушная струя на выдохе будет слабой, что не позволит правильно произнести многие звуки, несмотря на то, что позиция языка, губ правильная.

Следовательно, упражнения для губ, языка должны проводиться параллельно с дыхательными упражнениями.

Возникает вопрос:

Как научить ребенка выполнять то или иное упражнение, где выполнять и что для этого необходимо?

Так как детям достаточно трудно выполнить по инструкции самостоятельно требуемое упражнение, очень важно сделать опору на различные анализаторные системы: слуховую, зрительную, тактильную, задействовав органы слуха, зрения, кинестетические ощущения и постараться найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме не утомляют, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Начинать необходимо с самых простых упражнений, развивающих подвижность речевого аппарата.

Практика показывает, что при первоначальном выполнении предложенных упражнений дети испытывают трудность самостоятельного выполнения.

Рекомендуется учиться выполнять упражнения совместно с педагогом перед одним зеркалом. В таком случае ребенок имеет возможность увидеть не только свое отображение в зеркале, но и посмотреть, как выполняет данное задание взрослый, сопровождая инструкцией (опора на зрительный и слуховой анализатор). Для этого должен быть оборудован уголок с зеркалом, столиком или полкой в достаточно освещенной зоне. Ребенок и педагог находятся на одном уровне, что дает возможность ребенку видеть положение органов артикуляции педагога при выполнении заданий и выполнять их по подражанию, в том случае если недостаточно понятна словесная инструкция.

Требования к проведению:

• Логопедическую гимнастику нужно проводить каждый день, по возможности 3-4 раза в течение дня, каждое из которых не должно превышать 3-5 минут.

• Важно, чтобы ребенок ощущал в каком положении находятся губы, язык, как проходит воздушная струя, меняется мимика, зрительный образ.

• Каждое из упражнений необходимо выполнять 5-7 раз, так называемые, статические упражнения, которые выполняются в одном положении артикуляционной позы, следует выполнять каждое по 10-15 секунд.

• При составлении комплекса артикуляционной гимнастики, следует выбирать упражнения с разными степенями сложности и выстраивать занятия по методу от простого упражнения к сложному. Лучше всего процесс обучения построить в форме игры.

• Ежедневно нужно повторять предыдущие упражнения и добавлять одно новое. В случае если ребенок не справляется с выполнением одного из заданий, вводить новое на данном этапе не стоит.

• Гимнастику следует выполнять ребёнку в сидячем положении, потому как в данной позе у ребенка выпрямлена спина, а ноги и руки расслаблены.

• После того как упражнения разучены и ребенок выполняет их правильно, можно проводить артикуляционную гимнастику перед индивидуальным зеркалом по словесной инструкции, либо с опорой на картинку самостоятельно.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

- показ упражнения, словесная инструкция;

- выполнение упражнения перед зеркалом;

- проверка правильности выполнения.

Перейдем к выбору упражнений.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.

Важно учитывать цель выполнения статистического упражнения и динамического, что позволит достичь положительного результата.

• Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд.

• Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз, координации, хорошей переключаемости.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как педагогу не нужно всякий раз в дальнейшем объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Каждый комплекс артикуляционной гимнастики должен включать в себя несколько обязательных заданий:

• упражнения для губ

• упражнения для языка

• упражнения для формирования правильного речевого дыхания.

Разберем примеры статистических упражнений и выполним их, следуя словесной инструкции.

Статические упражнения

1.«Лопатка» («Блинчик»).

2. «Иголочка» («Жало»).

3. «Заборчик».

4. «Трубочка».

5. «Бублик».

6. «Птенчик».

7. «Чашечка».

Динамические упражнения

1.«Хоботок-улыбка».

2.«Змейка».

3.«Наказать непослушный язычок».

4.«Вкусное варенье».

5.«Часики».

6.«Качели».

7.«Маляр».

8.«Лошадка».

9.«Индюк».

Дыхательные упражнения проводятся параллельно артикуляционными.

При работе над речевым дыханием, силой и громкостью дети опираются на образец педагога. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Отличия речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

- вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи через рот;

- вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они не равномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

- выработке длительного ротового выдоха;

- в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Внимание воспитателя должно быть сосредоточено на следующих моментах:

- во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;

- грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;

- живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе – опускаться (проконтролировать правильность можно положив ладонь на живот);

- во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;

- вдох должен быть мягким и коротким, выдох длительным, спокойным и плавным;

- сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;

- говорить только на выдохе.

Игровые упражнения на дыхание.

1. «Гармошка».

И. п – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на одну-две секунды. Плавный выдох через рот.

2. «Холодный ветер».

Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

3. «Погаси свечу».

Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууу.

4. «Футбол».

Сделать вдох, улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

5. «Воет буря».

Поднеси к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуй. Если появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Перейдем к выбору способов выполнения артикуляционных и дыхательных упражнени.

Можно применять различные способы выполнения одних и тех же упражнений, меняя даже название одного и того же упражнения.

В дошкольном возрасте, как правило, все задания преподносятся в игровой форме, как основы ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Следовательно, организовывать проведение гимнастики можно в форме:

• «Логопедическая сказка» - разные комплексы упражнений соотносятся с определенной сказкой, каждая из которых имеет свою задачу. Например: помогает запомнить названия органов артикуляции, способствует тренировке ориентирования в пространстве, помогает соотнести упражнение с определенным образом и др.

• Артикуляционные комплексы, можно соотнести с рисунками и стихотворениями,что помогает развивать не только подвижность артикуляционного аппарата, но и такие процессы как восприятие, память.

• Речевые игры по лексическим темам позволяют формировать правильный артикуляционный уклад и расширяют представление об окружающем мире.

• Речевые игры в подвижных видах деятельности направлены не только на подготовку речевого аппарата, а также на координацию движений, что способствует преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика «Заботимся о речи наших дошколят» Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим вам предложить совместное практическое мероприятие под названием «Заботимся о речи наших дошколят».

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для воспитателей «Активизация познавательно-речевой деятельности посредством игровых технологий» Семинар - практикум для воспитателей "Активизация познавательно-речевой деятельности посредством игровых технологий". Полноценная речь.

Семинар-практикум для воспитателей «Математика вокруг нас» Семинар – практикум «Математика вокруг нас» Зачем детям математика? «Математика – выявляет порядок, симметрию и определённость. А это важнейшие.

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Цель: Выявить знания педагогов по пожарной безопасности и правила дорожного движения; развивать умения и навыки анализа педагогических.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка»Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка» Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни. Задачи: • Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики; • Способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Театральная игрушка из носков»Семинар-практикум для воспитателей «Театральная игрушка из носков» В рамках годовой задачи "Развитие речи детей через театрализованную деятельность" в ДОУ прошел семинар -практикум по изготовлению театральной.

Семинар-практикум «Подарки для наших мам и пап»Семинар-практикум «Подарки для наших мам и пап» Наши педагоги всегда идут в ногу со временем и не устают учиться всему новому и интересному. Каждый наш воспитатель уникален по - своему,.

Семинар-практикум для воспитателей «Планирование тематической недели в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Форма проведения: методический театр (использование комплексно-тематического принципа построения образовательной модели). Сказка «Планирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Заботимся о речи наших дошколят»
Опубликовано: 17 октября 2015 в 10:50
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Заботимся о речи наших дошколят»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Николаева (УИ 291588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД