Тамара Николаева
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Заботимся о речи наших дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи семинара-практикума:
• расширить представления о значимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста;
• обозначить требования к оборудованию и месту проведения гимнастики;
• уточнить виды артикуляционных упражнений;
• самостоятельно, следуя описанию, научиться выполнять комплексы упражнений;
• расширить представления о способах проведения артикуляционных упражнений;
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей детского сада „Заботимся о речи наших дошколят“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• научиться проводить диагностику речевого развития с помощью дидактического материала, разработанного в соответствии с этапами речевого онтогенеза;
• уметь правильно провести оценку речи ребенка.
Для чего необходимо проводить арт. гимнастику
Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами.
К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки, язык.
В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточная подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнегого возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
Все звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха, следовательно, недостаточно только научиться правильно выполнять упражнения, очень важно добиться правильного речевого дыхания. В случае если ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то и воздушная струя на выдохе будет слабой, что не позволит правильно произнести многие звуки, несмотря на то, что позиция языка, губ правильная.
Следовательно, упражнения для губ, языка должны проводиться параллельно с дыхательными упражнениями.
Возникает вопрос:
Как научить ребенка выполнять то или иное упражнение, где выполнять и что для этого необходимо?
Так как детям достаточно трудно выполнить по инструкции самостоятельно требуемое упражнение, очень важно сделать опору на различные анализаторные системы: слуховую, зрительную, тактильную, задействовав органы слуха, зрения, кинестетические ощущения и постараться найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме не утомляют, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Начинать необходимо с самых простых упражнений, развивающих подвижность речевого аппарата.
Практика показывает, что при первоначальном выполнении предложенных упражнений дети испытывают трудность самостоятельного выполнения.
Рекомендуется учиться выполнять упражнения совместно с педагогом перед одним зеркалом. В таком случае ребенок имеет возможность увидеть не только свое отображение в зеркале, но и посмотреть, как выполняет данное задание взрослый, сопровождая инструкцией (опора на зрительный и слуховой анализатор). Для этого должен быть оборудован уголок с зеркалом, столиком или полкой в достаточно освещенной зоне. Ребенок и педагог находятся на одном уровне, что дает возможность ребенку видеть положение органов артикуляции педагога при выполнении заданий и выполнять их по подражанию, в том случае если недостаточно понятна словесная инструкция.
Требования к проведению:
• Логопедическую гимнастику нужно проводить каждый день, по возможности 3-4 раза в течение дня, каждое из которых не должно превышать 3-5 минут.
• Важно, чтобы ребенок ощущал в каком положении находятся губы, язык, как проходит воздушная струя, меняется мимика, зрительный образ.
• Каждое из упражнений необходимо выполнять 5-7 раз, так называемые, статические упражнения, которые выполняются в одном положении артикуляционной позы, следует выполнять каждое по 10-15 секунд.
• При составлении комплекса артикуляционной гимнастики, следует выбирать упражнения с разными степенями сложности и выстраивать занятия по методу от простого упражнения к сложному. Лучше всего процесс обучения построить в форме игры.
• Ежедневно нужно повторять предыдущие упражнения и добавлять одно новое. В случае если ребенок не справляется с выполнением одного из заданий, вводить новое на данном этапе не стоит.
• Гимнастику следует выполнять ребёнку в сидячем положении, потому как в данной позе у ребенка выпрямлена спина, а ноги и руки расслаблены.
• После того как упражнения разучены и ребенок выполняет их правильно, можно проводить артикуляционную гимнастику перед индивидуальным зеркалом по словесной инструкции, либо с опорой на картинку самостоятельно.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
- показ упражнения, словесная инструкция;
- выполнение упражнения перед зеркалом;
- проверка правильности выполнения.
Перейдем к выбору упражнений.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.
Важно учитывать цель выполнения статистического упражнения и динамического, что позволит достичь положительного результата.
• Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд.
• Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз, координации, хорошей переключаемости.
Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как педагогу не нужно всякий раз в дальнейшем объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
Каждый комплекс артикуляционной гимнастики должен включать в себя несколько обязательных заданий:
• упражнения для губ
• упражнения для языка
• упражнения для формирования правильного речевого дыхания.
Разберем примеры статистических упражнений и выполним их, следуя словесной инструкции.
Статические упражнения
1.«Лопатка» («Блинчик»).
2. «Иголочка» («Жало»).
3. «Заборчик».
4. «Трубочка».
5. «Бублик».
6. «Птенчик».
7. «Чашечка».
Динамические упражнения
1.«Хоботок-улыбка».
2.«Змейка».
3.«Наказать непослушный язычок».
4.«Вкусное варенье».
5.«Часики».
6.«Качели».
7.«Маляр».
8.«Лошадка».
9.«Индюк».
Дыхательные упражнения проводятся параллельно артикуляционными.
При работе над речевым дыханием, силой и громкостью дети опираются на образец педагога. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Отличия речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
- вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи через рот;
- вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они не равномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
- выработке длительного ротового выдоха;
- в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Внимание воспитателя должно быть сосредоточено на следующих моментах:
- во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;
- грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
- живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе – опускаться (проконтролировать правильность можно положив ладонь на живот);
- во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;
- вдох должен быть мягким и коротким, выдох длительным, спокойным и плавным;
- сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;
- говорить только на выдохе.
Игровые упражнения на дыхание.
1. «Гармошка».
И. п – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на одну-две секунды. Плавный выдох через рот.
2. «Холодный ветер».
Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.
3. «Погаси свечу».
Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууу.
4. «Футбол».
Сделать вдох, улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
5. «Воет буря».
Поднеси к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуй. Если появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
Перейдем к выбору способов выполнения артикуляционных и дыхательных упражнени.
Можно применять различные способы выполнения одних и тех же упражнений, меняя даже название одного и того же упражнения.
В дошкольном возрасте, как правило, все задания преподносятся в игровой форме, как основы ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Следовательно, организовывать проведение гимнастики можно в форме:
• «Логопедическая сказка» - разные комплексы упражнений соотносятся с определенной сказкой, каждая из которых имеет свою задачу. Например: помогает запомнить названия органов артикуляции, способствует тренировке ориентирования в пространстве, помогает соотнести упражнение с определенным образом и др.
• Артикуляционные комплексы, можно соотнести с рисунками и стихотворениями,что помогает развивать не только подвижность артикуляционного аппарата, но и такие процессы как восприятие, память.
• Речевые игры по лексическим темам позволяют формировать правильный артикуляционный уклад и расширяют представление об окружающем мире.
• Речевые игры в подвижных видах деятельности направлены не только на подготовку речевого аппарата, а также на координацию движений, что способствует преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.