Елена Гурулева
Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте»
▼ Скачать
Семинар-практикум для родителей
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
• активизировать знания родителей о звуках и буквах;
• уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова);
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Обучение грамоте“» размещена в разделах
• тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
• закреплять навык звукового анализа слова;
• развивать связную речь;
• воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Участники семинара : учитель - логопед, родители.
План семинара :
I. Теоретическая часть.
1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.
2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.
II. Практическая часть.
1. Усвоение приемов звукового анализа слов, составление схемы слова.
2. Работа над слоговой структурой слова (деление слов на слоги, подбор двухсложных, трёхсложных, четырёхсложных слов по картине)
3. Составление предложений, рассказов.
4. Работа с буквами.
Оборудование:
Раздаточный материал: предметные картинки, паровозики, веер букв, фишки, графические схемы предложений, счётные палочки, песочница, тетради, карандаши, интерактивная панель «Интошка», мнемотаблицы, сюжетные картинки.
Ход семинара – практикума.
I. Теоретическая часть.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение не вызывало затруднений как у детей, так и у родителей.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
• знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие;
• умение работать со схемой слова;
II. Практическая часть.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова, связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, т. е. не встречают преграды (не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ, но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть мягкими - твёрдыми, звонкими – глухими.
Если после согласного звука стоят А У О Ы Э и (ъ, то этот звук твёрдый.
Если после согласного звука стоят И Е Ё Ю Я и (ь, то звук мягкий.
Звонкость - глухость определяем по работе голосовых связок, ладошку ставим на горло, если голосовые связки работают, то звук звонкий, если нет, то глухой. (Можно определять, закрыв уши)
Звуки на письме обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, фасоли;
• напечатать букву пальчиком на манке, на песке;
• выложить букву из пуговиц, бусинок, фасоли, мозаика, пазлы, ЛЕГО;
• вырезать из бумаги образ буквы; вылепить из пластилина, теста;
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
• штриховка букв, печатание букв, обводка по контуру, по точкам, дописать букву.
Показ игр:
«Где спрятался звук?», «Придумай слова на заданный звук»
Деление слов на слоги.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонью руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.
Например: Фа-кел, фи-гу-рист, фер- ма, фи-ал-ка, фла-мин-го
и т. д
Звуковой анализ слов. Звуковой разбор слова: Филины
Первый звук в слове филины, второй звук … и т. д.)
Ф – согласный глухой мягкий (фишка зеленая без колокольчика)
И –гласный (фишка красная)
Л- согласный звонкий мягкий гласный (фишка зеленая с колокольчиком)
И –гласный (фишка красная)
Н – согласный звонкий твёрдый (фишка синяя с колокольчиком)
Ы – гласный (фишка красная)
В слове ФИЛИНЫ – 6 звуков, из них 3 согласных и 3 гласных звука
Задание: Самостоятельно разобрать слово: Фокусники
Показ игр с буквами.
Работа с предложением.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Задание:
1. Составить предложение с заданным словом.
2. Составление предложений по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов.
3. Составление предложения по схеме. И наоборот составление графической схемы к предложению.
4. Работа с деформированными предложениями.
Показ схем, подбор предложений к схемам.
Связная речь.
1. Составить рассказ по картине (по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме,
по плану, по мнемотаблице.
2. Пересказ рассказа с опорой на картинки, без опоры, по схеме.
И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он
научится сам, поможет ему быть успешным в школе.