Светлана Гаврилюк
Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Играем вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Шербакульского муниципального района
Семинар-практикум
для родителей
«Играйте вместе с детьми»
Подготовила и провела
воспитатель второй младшей группы
Гаврилюк Светлана Николаевна
«Играйте вместе с детьми»
Семинар - практикум для родителей.
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу досуга детей и их разностороннего развития.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей второй младшей группы „Играем вместе с детьми“» размещена в разделах
• Расширить знания родителей об особенностях игровой деятельности младших дошкольников.
• Вызвать познавательный интерес к освещенной теме.
• Развивать навыки группового взаимодействия.
Материалы и оборудование: магнитная доска, шаблоны сердечек, ручки на каждого, настольный театр, пазлы по сказкам, пластилин, досточки для лепки, картинки с изображением животных.
Предварительная работа: беседа с родителями на тему «Чем любит ребёнок заниматься дома?»
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня у нас семинар – практикум на тему “Играем вместе с детьми”. Давайте знакомиться. Упражнение “Знакомство”. Каждый участник рассказывает о своем настроении, называет свое имя, имена своих детей, возраст, и все что он хочет рассказать о себе и своих детях
Часто приходится слышать жалобы родителей : «Ну, что мне с ним (с ней) делать? Нет никакого сладу. В детском саду ведет себя хорошо, слушается, помогает воспитателям. Домой придет — на голове ходит, игрушки разбрасывает, играть самостоятельно не хочет». Разговор о том, почему дети в детском саду и дома ведут себя по-разному, можно продолжать бесконечно. Подумаем в чем же причина этого?
День в детском саду заполнен интересными делами, событиями, прогулками, играми со сверстниками. А дома? Все заняты. Мама по хозяйству хлопочет, папа телевизор смотрит, брат или сестра уроки делает. От взрослых ребенок только и слышит: «Иди, не мешай, займись чем-нибудь!» Чем? Малыш начинает томиться, капризничать, сам не умеет себя занять.
И здесь очень важно выкроить хотя бы несколько минут для общения с детьми. В выходные дни этих минут должно быть гораздо больше. Время необходимо распределить так, чтобы его хватило и на домашние дела, и для занятий с детьми, прогулок, просмотра детской передачи с последующим обсуждением.
Ребенок с интересом присматривается и прислушивается к взрослым, к окружающему миру, делает для себя открытия.
Сегодня я хочу познакомить вас с особенностями игры в дошкольном возрасте, ориентируясь на возрастные особенности ваших детей. Рассказ свой мне хочется начать с высказывания В. А. Сухомлинского: “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют колоссальное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно они любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки, мамина косметика и папины инструменты. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей такие игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности и др. Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима “пища”. Поэтому-то так важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовать среду вокруг ребенка таким образом, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы. Ребенку нужно научиться переживать различные телесные ощущения, знакомиться с разными запахами, звуками и т. д. В процессе такого экспериментирования у ребенка рождаются новые ощущения, появляется новый опыт, происходит сенсорное развитие. Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной -двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи. Они всегда были любимы детьми. Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют развитию творческой деятельности, ведь эти игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а так же процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям учиться ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз, под, над и т. д.)
Я предлагаю вам картотеку пальчиковых игр, которые способствуют развитию мелкой моторики и речи детей. Посмотрите, как мы с ребятами это делаем в детском саду.
«Сказка про гномика»
Как в огромнейшей горе (Руки вверх, имитируем гору)
Дремлет гномик на заре. (Ладошки обеих щёк сложить под щёку)
Солнце всходит над землёй, (Руки сцепляем кольцом перед собой)
Словно шарик золотой.
Поют птички: пи, пи, пи, (Сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)
Лежебока, встань, не спи.
Гном не слышит песни той,
Спит да спит весь день-деньской. (Ладошки обеих щёк сложить под щёку)
Но вот усатенький жучок, (Показывают и шевелят указательным и средним пальцами)
Забрался к гному под бочок, (Пальцы под бок)
Потом залез под мышки,
Усатенький плутишка.
По шее к щёчкам пробежал, (Пальцами двигаем по щёчкам)
Усами нос пощекотал (Пальцами шевелят под носом)
И скрылся вмиг под колпаком
Апчхи!
Проснулся гномик здесь! (Разводят руки в стороны)
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки).
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю : (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Эти и другие игры вы можете найти в нашей картотеке и играть в них с вашими детьми.
А теперь хочу попросить вас поделиться опытом, как вы организуете досуг ваших детей дома.
Семья Лысенко: игра с карточками «Узнай животного, назови»
Мама Игоря Рогова провела «Пальчиковый и настольный театры» по сказкам «Репка», «Теремок».
А сейчас я предлагаю вам приступить к самой интересной части нашей встречи – практической
Мама Алины Буяковой организовала с детьми лепку «Морковка для зайчика»
Воспитатель: Конечно, все знают поговорку "Делу время, потехе час", но не забывайте, что через игру ребенок познает окружающий мир и примеряет на себя различные социальные роли и проигрывает различные жизненные ситуации. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей — ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра — главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми. В заключении нашей встречи давайте все вместе поиграем в хороводную игру «Ходит Ваня»
Ходит Ваня, ходит Ваня
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка,
для себя дружочка
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка,
для себя дружочка
Дети, воспитатель и родители становятся в круг. Воспитатель, дети и родители ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные хлопают в ладоши. Затем меняется ведущий, игра продолжается.
Рефлексия:
Воспитатель: Уважаемые родители! Напишите, пожалуйста, на сердечках:
Было ли вам интересно на нашей встрече?
-Чему вы научились?
-Мы благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что все у нас получится. Спасибо!
Список источников:
1. Арнаутова Е. П. педагог и семья. 2001.
2. Гурин Ю. В. Игры для детей от 3 до 7 лет. ТЦ Сфера, Санкт – Петербург, 2008.
3. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей. //Управление дошкольным учреждением, №8, 2008.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).