Валентина Владимировна Верещагина
Семинар-тренинг для родителей младшей группы «Мы счастливы, когда мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – тренинг для родителей младшей группы
Цель: познакомить родителей с основными правилами семейного воспитания
Задачи:
- привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей
- способствовать формированию у родителей знаний о воспитания ребенка в семье
-познакомить с некоторыми играми семейного воспитания.
Счастливая семья бывает только при полном взаимопонимании взрослых и детей.
Публикация «Семинар-тренинг для родителей младшей группы „Мы счастливы, когда мы вместе“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Тренинг на сплочение коллектива
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
По-видимому, ни повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.
В родительском труде возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети.
Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
1 ОШИБКА. Обещание больше не любить: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка. Лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю».
2 ОШИБКА. Безразличие
«Делай, что хочешь, мне все равно». Почувствовав безразличие, ребенок начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков.
Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».
Отказывать ребенку в помощи и поддержке в те моменты, когда он наиболее в этом нуждается – это неправильная установка.
3 ОШИБКА. Слишком много строгости: «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»
Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, в таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять всё в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом.
Если употреблять «нельзя» слишком часто, можно вызвать два последствия: либо ребенок перестанет на него реагировать, либо малыш станет бояться сделать что-нибудь, что «нельзя», и вырастет забитым и нерешительным.
С самого начала необходимо определить самые обязательные запреты, нарушив которые, ребенок навредит себе. Их не должно быть много – максимум три-четыре.
Если вы однажды что-то запретили ребенку, как бы он ни капризничал, не поддавайтесь. Малыш должен понять, что если мама сказала «нет!», никакие истерики не помогут. Ребенок не раз будет проверять вас «на слабо».
В последнее время появился новый стиль воспитания: гиперопека - это желание родителей решить все проблемы своих детей, не давая им шанс преодолеть препятствия самостоятельно.
В этом случае своей гиперопекой выращивают капризного ребенка, неуверенного в себе, и не способного принимать самостоятельные решения. Такой ребенок будет стараться избегать новых ситуаций, бояться всего нового и, в случае трудностей, пытаться спрятаться за своими родителями.
Ситуация 1.
Ребенок бьет кошку. Как Вы объясните ему, что этого нельзя делать?
«Наблюдаю такую картину на детской площадке: молодой папаша гуляет со своим сыном, которому года 4. Тут к ребёнку подходит кошка и он, недолго думая, бьёт её со всей силы, бедное животное тут же ретируется. Отец подходит к своему чаду, не кричит, не ругает, а садится перед ним на корточки и спокойно говорит:- Ты большой? - Да. - Сильный? - Да. - Такой большой и сильный, что можешь ударить маленькую слабую кошечку? -. - Вот я больше и сильнее, но знаешь, почему не бью тебя?. Потому что сила нужна для того чтобы защищать тех, кто слабее, понял? А не для того чтобы бить маленьких и беззащитных. Сильные так не поступают, понял? - Понял… - Что ты понял? - Маленьких бить нельзя. а то никогда сильным не будешь. - Молодец.»
Такой поступок папы заслуживает уважения и подражания: лучше пусть малыш будет удовлетворять любопытство под присмотром взрослых, чем он все равно сделает это, когда вас не будет рядом, ведь запретный плод сладок. Убеждение - лучше чрезмерной строгости.
4 ОШИБКА. Детей не надо баловать
Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада, но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество.
Ситуация 2.
Ваш сын, который очень не любит делиться игрушками, после некоторых внутренних колебаний всё-таки разрешил поиграть с его машинкой другому ребёнку. Надо ли похвалить сына за это?
(Поощряйте хорошие поступки ребёнка и старания следовать правилам.
Если вы увидели, что ваш малыш пытается сделать так, как вы от него требуете, то не скупитесь на похвалу и ласку. Ребенок это оценит и будет стараться и в дальнейшем радовать вас своими достижениями.)
5 ОШИБКА. Отсутствие запретов.
Ребенок-кумир – еще одна крайность в воспитании. Родители отказываются от каких-либо запретов в принципе, сознательно выбирая такую модель воспитания, еще и с гордостью говорят окружающим: «Я своему ничего не запрещаю», дети при таком подходе бывают капризны и непослушны. Очень эффективно использование игровых приемов. Игровой прием – это самый мягкий способ, создающий у детей желание слушаться. Ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и детям всегда интересно играть. Игровой прием создает видимость добровольного подчинения, исключает какое-то принуждение. Ребёнку кажется, что он действует так по своему желанию, в то время как он подчиняется воле взрослого.
Ситуация 3.
Малыш раскапризничался на улице по пути к дому, отказывается идти дальше, хотя до подъезда остались считанные метры. Какой игровой прием Вы бы придумали для решения этой ситуации?
«А давай я буду черненькой лошадкой, а ты беленькой. Какая лошадка быстрее доскачет до подъезда?».
Ситуация 4.
Мама маленькой Светы не разрешила ей играть с мобильным телефоном. Света упала на пол и отчаянно задрыгала ногами. Мама терпела эту истерику несколько минут, а потом сдалась. Запреты на девочку перестали действовать: чуть что, она добивается своего таким вот некрасивым способом. Что делать в такой ситуации?
Если ваш ребёнок повёл себя таким же образом, спокойно уйдите в другую комнату. Скорее всего, эта работа на публику сразу прекратится и вряд ли повторится, ведь ребёнок поймёт, что такой прием не действует. Постарайтесь просто отвлечь ребёнка и переключить его внимание на что-то другое.
Ситуация 5.
Ваш ребенок очень подвижен: любит бегать, прыгать, «стоять на голове». Как Вы будете поступать с ним: станете ли ограничивать его активность?
Ребёнок должен как-то удовлетворять свою двигательную активность, развиваться. Запретить ему это делать невозможно. Поэтому просто нужно найти приемлемые для этого условия и ситуации. И если бегать в квартире нельзя, то совершенно спокойно можно это делать на улице.
Полезно будет отдать ребёнка в спортивную секцию или хотя бы организовать у себя дома спортивный уголок с канатом и матами, боксёрской грушей, баскетбольной корзиной, мишенью с магнитными дротиками, батутом или прыгательным мячиком и т. п.
То есть правила (ограничения, запреты) не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка.
Ситуация 6.
Мама приучает трехлетнего ребенка чистить зубы. Папа относится к этому с недоверием, заявляя жене при ребенке, что сам он начал выполнять такую процедуру лет с пяти, и вообще, заставлять такую кроху чистить зубы – просто глупость и издевательство над ребенком. Легко ли будет прививать ребенку полезные привычки при такой несогласованности в требованиях со стороны родителей?
(Очень важно, чтобы все взрослые в семье придерживались единых правил в отношении ребенка. Иначе он никогда не привыкнет к дисциплине, будет добиваться своего любыми путями.).
Во избежание приступов упрямства ребёнка предлагайте ему на выбор варианты действий, которые вас устроят в любом случае.
Например: «Ты сначала хочешь почистить зубы или надеть пижаму?», «Ты уберешь игрушки сейчас или после мультика?», «Ты хочешь надеть красную шапку или синюю?» и т. п.
Когда ребёнку дозволено все, и он активно пользуется своей свободой, доставляя неудобство и проблемы окружающим. Помните, что именно родители отвечают за включение ребенка в социум, и только с вашей помощью он сможет усвоить, что можно и что нельзя, как следует вести себя дома, а как на улице.
6 ОШИБКА. Денежная
«Больше денег – лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
7 ОШИБКА. Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью, я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых.
К сожалению, так бывает далеко не всегда. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и т. д. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
8 ОШИБКА. Слишком мало ласки
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Важно помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
9 ОШИБКА. Ваше настроение.
Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка. Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь, а при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».
10 ОШИБКА. Слишком мало времени для воспитания ребенка
Нередко равнодушие к ребенку наблюдается в семьях, где родители заняты решением своих личных проблем. Ребенок предоставлен себе и вынужден сам о себе же и заботиться. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество, посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
11 ОШИБКА. Физическое и психологическое насилие — эффективный способ воздействия. Такая воспитательная модель чаще всего избирается в семьях с авторитарным укладом. Вот только в гневе родители забывают : насилие нередко ведет к психологическим травмам, что способствует агрессивному поведению ребенка в будущем.
Ситуация 7.
Папа держал в руках ремень, говоря сыну: «Я должен выдрать тебя, чтобы ты запомнил, как опасно перебегать дорогу на красный свет».
(С одной стороны, поступок папы можно понять: он разозлился на ребенка, потому что испугался за жизнь и здоровье сына (что ребенок может попасть под машину) и решил предупредить повторение неправильного поступка мальчика в дальнейшем.
Но правильный ли способ убеждения выбрал папа? Этот вид наказания помог папе выплеснуть свои отрицательные эмоции не самым удачным способом, при этом подтверждая беспомощность перед возникшей ситуацией и отсутствие изобретательности: он не смог придумать другого способа убедить ребёнка в том, что перебегать дорогу на красный свет опасно.
Гораздо эффективнее и гуманнее было бы выучить папе с сыном стихотворение и, при необходимости, вместе с ребё нком повторять его :
Цвет зелёный – проходи!
Жёлтый – малость погоди.
Ну, а если красный – стой, дружок! Опасно!
Или такое:
Красный свет- дороги нет,
Желтый- будь готов к пути.
На зеленый свет- иди!
Скорее всего, после этого мальчик будет следовать правилам дорожного движения с радостью.
Т. о., к физическим наказаниям для приучения ребёнка к дисциплине прибегать не следует. В общении с ребёнком надо отказаться от обзываний, оцениваний негативно личности малыша, т. к. подобное отношение унижает ребё нка и внушает ему: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. Наоборот, ребёнка надо чаще поощрять, хвалить, внушать веру в его силы и возможности – только тогда у него возникнет желание стать лучше.
Обзывания и навешивание ярлыков никак не поможет ребёнку стать лучше. Дети, у которых развито чувство собственного достоинства, обычно хорошо реагируют на родительские слова, они более податливы педагогическим воздействиям.)
Как видим, типичные ошибки семейного воспитания – это крайности, которых нужно избегать. Самое верное средство – найти золотую середину: где-то поддержать и пожалеть, где-то проявить стойкость, что-то запретить, а что-то разрешить. Да для этого потребуется железная выдержка и море терпения, но ведь никто и не обещал, что воспитание ребёнка будет легким – это тяжелый труд, требующий огромных моральных и физических затрат со стороны родителей.
Для разнообразия семейного досуга большое значение имеют игры с детьми дома.
Игры детей в семье.
Игра: «Каждой вещи – своё место»
Предложить ребёнку заметить. Где лежат. Стоят. Висят различные домашние предметы, а затем выйти из комнаты.
Соберите на столе 5- 6 небольших предметов. Пригласите ребёнка зайти в комнату и предложите ему вернуть каждый предмет на его место. Если ребёнок играет один, он должен выполнить задание по времени.
Второй вариант. Ведущий меняет предметы местами. Задача играющих – вернуть вещи на прежние места. Взрослые незаметно перемещает отдельные предметы, а дети, занимаясь другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате лежат на своих местах.
Игры по дороге домой
«Дорожки»
Данная игра поможет развить у ребенка наблюдательность, математические представления. Предложите малышу выбрать дорожку, по которой вы пойдёте домой. Сегодня вы пойдёте по длинной и узкой дорожке или по короткой и широкой? Пусть малыш сам выбирает и ведёт вас, ваша задача проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. «Маленькие ножки идут по узенькой дорожке», или «А большие ноги идут по широкой дороге».
«Посчитаем вместе»
Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.
«Рифма»
Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост -рост» и т. д. И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.
Игры на кухне
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики. Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне)определенного цвета, формы, размера.
«Угадай»
Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.
Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
«Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д., в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? винегрета? кухонного шкафа? плиты?
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован.
Игры в ванной комнате
В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много - мало», «полное - пустое», «половина», «на донышке», «через край». В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0, 5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни од-ного шарика.
Игры между делом
Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так.». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки», а еще можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т. д. Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид. Самый простой способ смастерить куклу - это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой.
Игры и занятия на развитие мелкой моторики
«Следы на песке».
(на снегу, на окне)
Попробуйте пофантазировать и с помощью рук ребенка изобразите следы разных зверей на песке. Например, прыгают зайки (кончиками среднего и указательного пальцев малыш ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях); ползет змея (ребром ладони ребенок оставляет на песке волнистые линии); идет медведь (ма- лыш кулачками с силой надавливает на песок); бегут жучки (двигая всеми пальчиками, малыш имитирует движение насекомых) и т. д.
«Наклейки».
Для этого понадобятся ценники, которые продаются рулончиками. Лучше выбрать несколько цветов. Отрежьте от картона полоску шириной 5-6 см, и пусть малыш лепит ценники, как ему вздумается. Чем меньше размеры наклеек, тем активнее действует мелкая моторика рук. В дальнейшем, когда малыш сам поймет, как с ними работать, можно складывать узоры, делать дорогу, солнышко и т. д.
«Фигурки на песке».
(пластилине)
Предложить малышу выложить на песке (пластилине) фигурки из камешков. В этом качестве можно использовать шишки, веточки или листья. При этом обязательно объяс-ните ребенку, что именно вы изображаете. Например, если это фигурка живого существа, предложите ребенку выложить ручки, ножки, голову. Пусть малыш пытается сделать это самостоятельно.
«Красим пальчиками».
Возьмите пальчиковые краски и разлейте по пробкам по чайной ложке каждого цвета. Затем возьмите ватман. Его можно просто положить на пол или укрепить на штативе. Объясните ребенку суть упражнения. Обмакните палец в краску любого цвета и поставь-те на ватмане четкую, неразмытую точку. Попросите ребенка повторить упражнение. Затем усложните его, попросите сделать отпечатки пальцев обеих рук. Постепенно макайте в краску не только кончик пальца, но и весь палец.
«Нарисуй».
Дайте ребенку карандаш и чистый лист бумаги. Попросите его нарисовать что- нибудь. Произносите вслух то, что нарисовал малыш: «Дорожка! Вот какая длинная», «Тучка» и т. д.
«Рисуем цветными карандашами».
Этот мир бывает разным:
Синим, белым, желтым, красным.
Мы возьмем карандаши-
Порисуем от души.
По очереди давайте малышу цветные карандаши. Пусть он рисует ими. Помогайте ему узнавать предметы на собственных рисунках. Уточняйте, что бывает желтым, красным, синим?
Фантазируйте и играйте на здоровье!
Всего Вам доброго! Успехов в воспитании детей!