Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивности. Как понять и помочь агрессивному ребенку?»

НАТАЛИЯ КОНОНЕНКО
Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивности. Как понять и помочь агрессивному ребенку?»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов по теме : «Профилактика агрессивности. Как понять и помочь агрессивному ребенку».

Цель семинара : повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции воспитателей при работе с проявлениями детской агрессивности.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Профилактика агрессивности, Как понять и помочь агрессивному ребенку?“» размещена в разделах

познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами детей, характеризующихся агрессивностью;

раскрыть их психологические особенности;

представить педагогам содержание игр, направленных на преодоление агрессивности у воспитанников;

содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.

Упражнение «Все дети разные»

Психолог: Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки принца). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать черепаху). Есть и такие дети. А есть дети очень противоречивые: 5 минут он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (собака). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (поросенок). Бывают дети, у которых много-много колючек, острые зубки (динозаврик) : то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми. А может ему очень плохо с такими острыми зубками, с колючим характером?

Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив?».

Что такое агрессия?

Всем участникам группы предлагается продолжить фразу «Агрессия - это…».

Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее моральный и физический ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Злость – может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку Агрессия – это поведение, т. е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.

Виды агрессии :

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно) : отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме проявлений

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Несомненно, как отмечают многие педагоги, психологи причинами агрессивного поведения можно назвать:

Семейные причины

Неприятие детей родителями

Разрушение эмоциональных связей в семье

Неуважение к личности ребенка

Чрезмерный контроль или отсутствие его

Жестокий характер матери или отца

Запрет на физическую активность

Подсознательное ожидание опасности

Эмоциональная нестабильность

Неприятие детей родителями

Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации.

Разрушение эмоциональных связей в семье

Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями

Чрезмерный контроль или отсутствие его (СМИ)

Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

Жестокий характер матери или отца

Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Запрет на физическую активность

Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Подсознательное ожидание опасности

Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

Эмоциональная нестабильность

До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.

Ситуативные причины

Плохое самочувствие, переутомление

Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха

Тип темперамента и особенности характера

Социально-биологические причины

Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами.

Психолог: Уважаемые коллеги, перед вами листы бумаги вы должны написать на нем имя своего ребёнка (настоящего или вымышленного) и написать 5 важных качеств, признаки отличающих вашего ребёнка, как агрессивного от других детей.

Признаки агрессивного ребёнка :

- не понимает чувств и переживаний других людей

- ощущает себя отверженным

-Часто ругается со взрослыми

- Создаёт конфликтные ситуации

- Сваливает вину на других

- Часто спорит с взрослыми

-Теряет контроль над собой

- Импульсивен (только в момент агрессии)

- Часто дерется, стремиться разозлить маму, педагогов

- Не может адекватно оценить свое поведение

- Имеет мускульное напряжение

- Часто специально раздражает взрослых

- Толкает, ломает, крушит все кругом

- Завистлив, мстителен, раздражителен, винит других в своих ошибках

-Имеет низкий уровень эмпатии

- Часто сердится и отказывается что-либо делать.

Как распознать агрессию?

Мимические выражения гнева включают в себя:

- Характерные сокращения лобных мышц и бровей

- Брови опущены и сведены

- Кожа лба вытянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение

- Глаза сужаются и приобретают угловатую, заострённую форму

- Взгляд зафиксирован на источнике раздражения (указывает, куда будет направлена агрессия)

- Рот маленького ребёнка распрямляется, приобретает прямоугольную форму

- Губы сжиматься, превращаясь в тонкие параллельные линии

- Старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно (это является результатом социализации)

Кривая гнева. (Обсуждение кривая гнева)

Инструкция. Участникам предлагается рассмотреть кривую гнева (рисунок) и обсудить все фазы протекания агрессивной вспышки.

Первая фаза (А) - фаза запуска, или внешнего/внутреннего стимула. Этим стимулом, провокатором вспышки гнева может служить все, что угодно: несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль и т. п. На этой фазе взрослый не всегда может предугадать, что произойдет дальше: разозлится ребенок или сможет быстро переключиться на что-либо другое. Это та фаза, когда можно предотвратить вспышку гнева, отвлечь ребенка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своим состоянием.

Вторая фаза (В) - фаза обострения. Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время, когда тело физиологически начинает готовить себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащаются дыхание, пульс. Но все же на этой стадии, особенно на начальном этапе, еще можно предотвратить предстоящую вспышку. И если взрослый не остановит нарастающий поток гнева у ребенка на этой фазе, придется долго ждать, пока он придет в себя. Чтобы научить его справляться со своим гневом и лучше владеть собой, на стадиях А и В можно давать ему инструкции: «Успокойся», «Сядь в кресло и посиди 5 минут», «Сделай несколько глубоких вздохов». Можно умыть ребенка прохладной водой. Позже он сам будет прибегать к этим замечательным способам управления гневом.

Третья фаза (С) - фаза кризиса, пик гнева. Ребенок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т. д. У всех детей это проявляется по-разному. Ребенок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что можно сделать - это следить за его безопасностью.

Четвертая фаза (D) - фаза плато, или спада гнева. Она протекает у всех детей по-разному. Одним присущи отдельные дополнительные вспышки, у других гнев идет на спад.

Пятая, последняя, фаза (Е) - фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь снова можно разговаривать с ребенком, и только на этой фазе он услышит, что ему говорят.

Точнее: данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых, поэтому очень важно контролировать собственные негативные выплески в момент общения с ребенком.

Вопрос: Что нужно делать для профилактики агрессивного поведения детей?

Каковы советы вы можете дать родителям? (практическая работа раздать листы).

1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье.

2. Нормализовать семейные отношения.

3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения близких, помнить, что ребенок видя все, подражает.

4. Принимать его таким, какой он есть, и любить его со всеми недостатками.

5. Учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть.

6. Попытаться погасить конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.

7. Дать понять, что он любим.

8. Научить его общению со сверстниками.

9. При драчливости ребенка главное-не разъяснить, а предотвратить удар.

10. Понимать ребенка.

11. Помнить, что и слово может ранить ребенка.

Как помочь агрессивному ребенку?

Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3 направлениях:

- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемыми способами выражения гнева.

- Обучение детей навыкам распознавания контроля, успешно владеть собой в ситуации провоцирующие вспышки гнева.

- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию сопереживанию.

Как перевести агрессию в позитив?

Существует несколько этапов снижения агрессивности ребенка и стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо научить ребенка выражать свой гнев в социально-приемлемой форме и открыто. Какие способы вы знаете? (ответы)

1. Громко спеть любимую песню

2. Пометать дротики в мишень

3. «Бои» мечами

4. Попрыгать на скакалке

5. Используя «Стаканчик (мешочек для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

6. Попинать (поколотить) подушку

7. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»

8. Скомкать бумагу кидать бумагу в корзину друг в друга

9. Быстрым движениями руками нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.

10. Слепить из пластилина и сломать.

11. Использовать физические силовые упражнения

12. Сильно потопать ногами

13. Лопать воздушные шары ногами

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения (картотека игр предлагается)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивности. Как понять и помочь агрессивному ребенку?»
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 21:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивности. Как понять и помочь агрессивному ребенку?»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛИЯ КОНОНЕНКО (УИ 875905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД